Взлет национальной гордости

Летчик-герой Амет-Хан Султан прославил свой народ в небе и помогал возвращениюкрымских татар на земле. В 2015-м ему исполнилось бы 95 лет. Амет-Хан Султан вполне годился в старожилы: у него были кавказские корни. Отец по национальности лакец, попал в Крым из Дагестана, где эта народность сейчас представлена пятью процентами. Прибыл в Алупку, здесь женился на крымской татарке Насибе. В 1920 году, 25 октября на свет появился Амет-Хан. Так начался его постепенно набирающий обороты полет к славе

Amet-khan_SultanБиографы Амет-Хана Султана утверждают, что отец героя сбежал в Крым из дагестанского села Цовкра еще мальчишкой. Побег с кем-то из друзей он, будучи сиротой, совершил из-за тяжелого характера дяди, с которым жил. – В 11 лет мальчик сбежал с друзьями, – рассказывает директор Алупкинского музея Амет-Хана Султана Мустафа Мустафаев. – Практически пешком до Черного моря добрались, до Крыма. Он чисто случайно, может, наметку кто-то дал, попадает в дом Текира Асадова в Алупке. А у того двухэтажный дом, внизу мастерская, тут же магазин, достаточно зажиточный человек. А как в то время можно было нанимать работников? За жилье, член семьи. Подрос человек, обучился специальности, подросла старшая дочка. Видит, что парень приличный, работник хороший, хозяин и не возражал.

Известно, что лакийцы из Цовкры были знатными канатоходцами, что могло чудесным образом отразиться на летной карьере Амет-Хана, его природных талантах, врожденной смелости. В этих селах было принято натягивать канат и все мальчишки и даже девчонки тренировались ходить по канатам.

Нужно сразу оговориться, что хоть дагестанцы и крымские татары в равной мере считают Амет-Хана Султана своим героем, сам он называл себя крымским татарином. Есть и другое свидетельство. Летчик-испытатель Александр Щербаков (кстати, тоже Герой Советского Союза), который был лично знаком с Амет-Ханом, цитирует его в своих мемуарах так: «Отца и мать не выбирают, а герой я не татарский и не лакский, а Советского Союза». Важно это или нет? Ведь тогда в далеком советском прошлом не было принципиальной разницы, сын какой национальности прославляет страну. И только, когда в стан врагов начали записывать целые народы, национальный вопрос стал ребром. В этой ситуации имя Амет-Хана Султана неожиданно оказалось неким противовесом безапелляционных обвинений…

Но до трагических событий сороковых годов еще предстояло дожить. Характер у Амет-Хана был столь же решительный и вспыльчивый, как у отца, сбежавшего мальчишкой из родного села. В какой-то момент, обидевшись на родителя, Амет-Хан взял в качестве фамилии только его имя – Султан, – то ли закончив, то ли бросив алупкинскую семилетку, в неполные шестнадцать лет поехал учиться в Симферополь. Поступив в железнодорожное училище, будущий Герой СССР начал работать слесарем в депо (по другим сведениям – котельщиком). А главное – попал в аэроклуб.

Амет-Хан_СултанС этого времени ход истории стремительно начинает набирать обороты: 1939-й –зачислен в Качинское военное училище (под Севастополем), 1940-й – служба в Бобруйске, 22 июня 1941-го – первые боевые вылеты. Младшему лейтенанту Амет-Хану к началу войны двадцать один год. А дальше четыре года напряженной военно-летной работы, битва за небо, слава героического летчика-истребителя.

Когда он пришёл в 9-й Гвардейский авиационный волк, там уже знали о его подвиге — таране фашистского бомбардировщика. И ещё свежей была в памяти его неравная схватка с гитлеровцами, в которой самолёт Амет-Хана был прошит вражеской очередью. Мотор захлебнулся, и лётчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе. Немцы, торопясь захватить живым советского лётчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже — большим числом уничтоженных гитлеровцев — отдать свою жизнь на этом клочке «ничейной» земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250 — 300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. «Они отбили охоту гитлеровцам, — рассказывал он, — поживиться Амет-Ханом». С 10 октября 1942 года по 4 января 1943 года полк производил полёты с аэродромов Зеты и Трудолюбие. Амет-Хан участвовал в разгроме группы транспортных самолётов Ju-52, следовавших под прикрытием Ме-109 к Сталинграду. В тот день лётчики полка сбили 4 «Юнкерса» и 1 «Meссер», 2 из них сбил Амет-Хан. Через 2 дня Амет-Хан Султан сбил бомбардировщик.

Вторую половину большой статьи об Амет-Хане Султане читайте в 20-м номере «Полуострова сокровищ»

Автор: Алена Попова