Корабль на Каче
Добраться до Качи-Кальона легко и просто: расположен он всего в нескольких километрах от Бахчисарая, на окраине поселка Баштановка. Лучше всего за пару километров до скального массива выйти из автобуса или авто и пройтись пешком. В таком случае Качинская долина предстанет во всей своей блистательной красе. Ее трудолюбивый создатель – река Кача. Высокие и каменистые ее берега образовали широкий каньон – Качинские ворота, похожие на соседние – Бельбекские. Войдя в эти всегда гостеприимно распахнутые «двери», невольно замираешь очарованный потрясающим видением: вдалеке – вершина за вершиной – прекрасные горы, вокруг вздымаются монументальные обрывы, а в непосредственной близости радуют взор фруктовые сады и пасущиеся на лугах лошади. Еще несколько шагов – и на фоне неба величественно появляется каменная громада Качи-Кальона. Поначалу даже непонятно, как к нему подступиться, настоль ко фантастически выглядит многоэтажная архитектура пещер и отколовшиеся от основания глыбы. На закате его белые обрывы становятся нежного абрикосового цвета, когда небо хмурится – стены каньона похожи на средневековый замок, а если по небу проносятся пушистые облака, то на их фоне Качи-Кальон плывет, словно огромный корабль, рассекая волны с сумасшедшей скоростью. Возможно, именно этот образ однажды поразил какого-то странника, и он нарек массив таким точным именем, прижившимся на века. Качи-Кальон – это тюркскоармянский топоним, означающий «крестовый корабль». С давних времен судостроители украшали свои корабли различными резными фигурами. На носу судна они устанавливали скульптуру, которая являлась его символом. Так и на «носу» Качи-Кальона явно просматривается нерукотворный крест, созданный матушкой-природой. Неспроста она увенчала крестом его самый видный уступ, словно предвидела, что однажды этот живописный массив станет пристанищем для беглых монахов, искавших спасение от византийских притеснений.
Напротив «носа корабля» начинается подъем к древнему монастырю. От указателя нужно углубиться в лес. Тропинка из старых автомобильных шин, выложенная современными монахами, раздваивается. Одна ведет в соседнюю балку к действующему монастырю, вторая – к древнему. Время не пощадило его, сегодня все, что осталось от старинной обители, – это церковный алтарь, выбитый на каменном обломке.
«Пещерные города» – условный термин, так ученые называют археологические памятники – города, крепости, христианские монастыри, расположенные на скалистых возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор.
«Первобытные троглодиты»
Однако история «Качинского корабля» начинается задолго до появления людей. Многие миллионы лет он был дном теплого океана. Скелеты отмерших организмов, состоящие из кальцита, оседали на дно и образовывали мощные пласты мягких известняков. В процессе горообразования и отступления морских вод, известняки поднялись над уровнем моря и обнажили разнообразные палеонтологические формы жизни. Именно поэтому в толще скального массива Качи-Кальона не редкость окаменевшие ежи, раковины, губки, морские звезды и ракообразные. На поднимающиеся из пучины возвышенности природа обрушила свои отнюдь не созидательные, а разрушительные силы. Вода и ветер – вот ее главные инструменты. С легкостью врезаясь в податливые породы массива, водные потоки, оползни и обвалы создавали вертикальные обрывы. Пологие же склоны возвышенностей, сформированные более плотными известняками и в меньшей степени затронутые выветриванием, завершили образование характерных для Крыма «куэстовых» форм. Так в Испании издавна называют несимметричные хребты, одна сторона которых пологая, а противоположная – обрывистая. Этот термин с легкой руки испанцев прочно обосновался в международном геологическом словаре.
На этом природа не успокоилась. Полноводная Кача не только разрезала горный массив каньоном, но и искусно выточила в его стенах величественные гроты. Они формировались в то время, когда речное русло еще не достигло глубины современного ущелья. Водные потоки веками шлифовали полости и повороты стенок массива, а базис эрозии вместе с руслом реки опускались все ниже и ниже. Затем, обмелев, река создала нынешнее русло, оставив вверху над собой глубокие промоины каменных гротов, как память о былом могуществе.
Вряд ли столь соблазнительные укрытия могли остаться незамеченными первобытными людьми. Огромные уютные и сухие гроты на берегу полноводной реки, изобилующей рыбой, о чем еще мог мечтать древний «троглодит»?! К тому же сюда на водопой неспешно спускались лохматые мамонты и шерстистые носороги, сбегали пугливые стада сайгаков, оленей и табуны диких лошадей. Чем не рай земной для жителей каменного века?! Кто это были? Неандертальцы или кроманьонцы, или те и другие поочередно занимали удобные жилища – пока только предположения. В самих гротах артефактов палеолита не обнаружено, но всего в двух километрах под сводом Качинского навеса археологи нашли следы стоянки каменного века. А значит, с уверенностью можно сказать, что следы качи-кальонских первобытных жителей, вне всякого сомнения, еще ждут своих исследователей.
Совместное творчество природы и человека
Площадь городища Качи-Кальон 12,5 гектаров. По мнению историков, скорей всего, «пещерный город» возник здесь в эпоху раннего Средневековья на бойком перекрестке торговых путей. Но какое количество людей вмещало поселение – пока ответа нет, здесь практически не проводились серьезные исследования. Скудные находки на городище позволили археологам предположить, что Качи-Кальон является многослойным памятником, имеющим как минимум два «жизненных периода», – это VIII–X и XIV–XV века. Что было в перерыве в четыре столетия – также остается загадкой…
На сайте представлена первая треть статьи о Качи-Кальоне. Продолжение читайте в 24-м выпуске «Полуострова сокровищ»
Автор: Ольга Бурачёнок. Фото: Мария Кравцова