Под скалами, на большом зелёном склоне пасётся стадо коз. На раскладном стульчике, около них сидит хозяин этого стада, иногда покрикивая на своих рогатых животных. Поднимаюсь не в лоб, а левой, западной балкой, верховье которой упирается в большой, более десяти метров глубиной, грот. Балка и весь дальний склон благоухают от цветущей дикой вишни. Стойкий медовый запах наполняет эти райские кущи и при порывах ветерка, накатывают на тебя ароматные волны. Гул пчёл будто повис в воздухе, заполняя всё пространство. У них сейчас горячая пора, торопятся неутомимые труженики успеть собрать свой полевой взяток.

Скалолазы на изваяниях
Отсняв с разных ракурсов эти каменные «скульптуры», я спускаюсь вниз мимо пасущегося стада. Поздоровавшись с пастухом, я начинаю свой разговор, к тому же мой визави, Георгий Никифорович Носань ( в конце нашей беседы мы познакомились), был доброжелателен и разговорчив. На вид ему было около восьмидесяти лет, он оказался коренным местным жителем, у которого и родители жили в Бахчисарае, рассказал много интересного.
На этом склоне, под скальными изваяниями было много родников, даже почва была влажная, и поэтому эти величественные истуканы на крымскотатарском носили названия Суи-Таш (мокрые камни). А на караимском языке было вложено другое значение — Калосты (скальная крепость), и это сходство оправдывает название. Сейчас, от тех родников остался один небольшой и периодичный в той балке, которой я поднимался. Только старый колодец, на границе домов и склона наполненный водой, напоминает о водообильных днях. Значительный возраст этого колодца подтверждает верхнее наружное кольцо, сделанное из цельного камня. До прокладки водопровода, проведённого год назад, колодцем постоянно пользовались жители.

Вид из грота на Бахчисарай
А ещё он рассказал, что в детстве он с ребятами купался в Чурук-Су , ныряя с моста в речку?!! Трудно представить сейчас этот скудный и грязный ручеёк водонаполненной рекой.
В чём причина, что родники иссякли? Возможно, виноват сосновый лес, насаженный около пятидесяти лет назад на плоскогорье этой горы, забирая своими корнями всю влагу, попадающую на поверхность. Или просто может быть идёт общая тенденция уменьшения родников по всему Крыму. Причин может быть здесь много.
Хотя название «мокрые камни» и не соответствует сейчас этому значению, но жаль терять не только родники, но и топонимы, несущую веками смысловую нагрузку.

Стражи Бахчисарая
Уходя, я ещё раз взглянул на каменных истуканов, которые уже купались в красных лучах заходящего солнца. На этих молчаливых свидетелей вековой истории, творящейся за стенами и у стен Ханского дворца. Сколько бы они могли нам рассказать?
Автор текста и фото: Валерий Рябцев