Дай волю воображению, и оно дорисует хищных варваров, совершающих жутковатые обряды, или хитроумных пришельцев, устроивших в горах гараж для НЛО. Реальность, как всегда, оказывается иной, но оттого не менее интересной – опять природа развлекалась.
Такие странные естественные образования называют дырявыми гротами. На полуострове их можно встретить только в предгорьях. На Главной гряде ничего подобного нет. Да и вообще их не так много: шедевры не создаются массовыми тиражами. Все такие гроты можно перечислить в одной строке: на мысе Таш-Джарган, на горе Казан-Кая, на небольшом хребте Чуплак-Сырт, пара миниатюрных есть и на массиве Чардаклы-Баир. Но обо всех по порядку.
«Дырявейший» из дырявых

Грот Тешкли-Коба изнутри. Фото: Наталья Райхель
Грот Тешкли-Коба на мысе Таш-Джарган одновременно и самый внушительный среди своих собратьев, и самый доступный. Находится он всего в восьми километрах от Симферополя, недалеко от села Чистенькое. Добраться туда можно легко, без экстрима и приключений. Чуть больше часа неспешного шага требуется, чтобы дойти от села к искомой точке. Поверхность незаметно повышается, и дорога выводит на поляну, окруженную сосенками. Весной она украшена пионами и адонисами. Впереди под обрывом расстилается просторная Курцовско-Сабловская котловина. Вдоль кромки обрыва надо идти осторожно, так как «вход в преисподнюю» у ваших ног появится внезапно. Большое такое отверстие 2х3 метра, да еще и без ограждения – это и есть окно в дырявый грот.
Таш-Джарган переводят по разному: и проломанный камень, и камень с расселиной. Но самый, пожалуй, подходящий перевод – каменный кувшин. Попав внутрь грота, ощущаешь себя забравшимся в огромную амфору великана. С одной стороны стенки у «сосуда» нет – она срезана обрывом, зато остальные, словно сформированы на гончарном круге. Полость чуть расширяется кверху, затем плавно сужается. В своде находится идеально ровное отверстие, будто его выглаживала умелая рука мастера. Внутри просторно: от потолка до пола 10–12 метров, а площадь грота сравнима с небольшим спортивным залом.

Вид с Таш-Джаргана. Фото: Антон Хомутенко
Окрестности Таш-Джаргана интересны и своим историческим прошлым. Когда-то эти места приглянулись древним обитателям Крыма – таврам и кизилкобинцам. Археологи открыли на плато поселения обеих культур, расположенные неподалеку друг от друга и существовавшие одновременно. Тавры и кизилкобинцы часто селились бок о бок. Историки до сих пор не пришли к единому мнению: считать ли представителей этих культур одним этносом или отдельными народами. Тавры – скотоводы, кизилкобинцы – земледельцы. У них разная керамика, разные типы погребений (у первых – каменные ящики, у вторых – курганы). В то же время у них много общего. Последние годы большинство археологов склонны объединять обе культуры в единый этнос.
Иногда можно услышать, что грот на Таш-Джаргане был древним святилищем, а в провал сбрасывали людей, приносимых в жертву. Но такие фантазии ничем не подтверждаются. Археологи не находили под сводами ничего, что могло бы свидетельствовать о совершении кровавых ритуалов. Святилище на самом деле существовало, но не в гроте, а в нескольких километрах к западу, в Змеиной пещере. Уж там-то действительно не одну сотню лет «дымились жертвоприношения».
Гроты-малютки
Все остальные дырявые гроты находятся в Бахчисарайском районе, в местах малолюдных, заросших труднопроходимыми кустарниками. Найти их уже не так легко: пробираться придется сквозь заросли, а если потеряешь слабую тропку, то мероприятие превращается в «покорение джунглей».

Грот на горе Казан-Кая. Фото: Татьяна Головина
Грот на горе Казан-Кая не такой большой, как Таш-Джарганский, но очень любопытен, фотогеничен и необычен своей формой. В небо он смотрит в «два глаза». Казан-Кая – невысокий хребет, с двух сторон зажатый соседними возвышенностями и почти до самой макушки покрытый густым лесом. Деревья закрывают обзор, и стоящему внизу не так-то просто догадаться, что на вершине есть нечто удивительное.
Большая балка, проходящая у подножия хребта, возможно, была когда-то подземным каналом, а грот – верхней частью восходящей полости. Он такой же гладкий и округлый, как и его родственник с Таш-Джаргана, только вдвое пониже и значительно меньше по площади. Хотя сбоку грот срезан склоном, он все равно напоминает колодец. Два окна в потолке создают впечатление рукотворности и вполне могли бы служить декорацией к фантастическому фильму. Небо за ними почемуто кажется неземным – чужим и неприветливым.

Грот на останце Чуплак-Сырт. Фото: Татьяна Головина
К гроту на останце Чуплак-Сырт близ Красного Мака тропы тоже нет. Кругом кустарники и сосны. Вероятно, здесь были две полости, располагавшиеся друг над другом и соединенные отверстием. Что представляла собой верхняя, мы уже не узнаем: она давно обрушилась, почти не оставив следов. Нижняя, горизонтальная, шла вдоль нынешнего обрыва. Обе полости практически исчезли, а разделявшая их дырявая перемычка сохранилась странным навесом, органично вписавшись в лесные заросли. Две молодые сосны проросли прямо через отверстие и наслаждаются солнышком, высунув наружу свои макушки.
Гроты Чардаклыка
Для полного знакомства с дырявыми гротами нам осталось подняться на Чардаклык. Особой известностью массив не пользуется. Зачастую его даже собственным именем не удостаивают, называя: «та гора, что напротив Мангупа». Большой, заросший лесом, дикий и малохоженный, своим юго-западным склоном он нависает над Мангупским озером.
На Чардаклыке спряталась еще парочка дырявых гротов…
Вторую половину статьи о дырявых гротах в крымских горах, читайте в 23-м выпуске «Полуострова сокровищ»
Автор: Татьяна Головина