Арпатский амфитеатр. Урочище Панагия

К уютному ущелью близ села Зеленогорье экскурсионные автобусы подъезжают в дополнение к путешествию по Карадагу или после посещения Судака. Но это удивительное «дополнение» впечатлит даже видавшего виды туриста! Стоит пройти всего 500 метров за околицу села, и вдруг оказываешься в сказке. Прохладная теснина с живописными каскадами водопадов и каменными ваннами превратит вас в детей, заставив снова поверить в волшебство.

Еще 20 лет назад вход в Арпатское ущелье считался экстремальным. Приходилось подниматься по крутому правому склону каньона. Мы, экскурсоводы, называли этот путь тропой амазонок. В то время и родилась легенда об отважных девах, назначавших встречу юношам на Скале Свиданий. С высоты девушки внимательно следили за кавалерами – насколько уверенно и ловко они взбираются к условленному месту. Придуманная легенда подзадоривала экскурсантов, помогая им преодолеть боязнь высоты, ведь каждому хотелось стать достойным внимания современных амазонок, идущих рядом.

С тех пор немало воды пролилось со скалистых уступов Арпатских водопадов. На крутых склонах для туристов лесники вырубили ступени, и сегодня ставший удобным маршрут быстро набирает популярность. Но чтобы в полную силу прочувствовать магию этой местности, посещения одних, хоть и прекрасных, водопадов – недостаточно. Для начала следует приоткрыть завесу ее богатой древней и новой истории.

Итак, мы едем со стороны Белогорска к перевалу Кок-Асан по древней грунтовой дороге 1837 года. По пути преодолеваем два крутых поворота – «подковы» вокруг горы Кыз-Кая, в этом месте дорога почти кольцом огибает крутой откос, нависший над шоссе. Холодной январской ночью 1942 года партизаны устроили здесь засаду. Расположившись на откосе, народные мстители терпеливо ждали, когда в «подкове-ловушке» окажутся фашисты. Партизаны промерзли до костей, но не выдали своего присутствия ни одним движением. Уже под утро в «подкову» втянулась рота фашистов с обозом. По сигнальному выстрелу партизаны открыли шквальный пулеметный огонь. Один пулемет метко бил по голове колонны, второй – по замыкающим, третий – по центру, а четвертый – по откосу, сея хаос и отрезая противнику пути к отступлению. Ни одному оккупанту в тот день не удалось скрыться от партизанской пули. Это короткое, но героическое сражение в истории полуострова получило почти будничное название – «операция на подкове». Но окрестные вершины по сей день хранят священную память о тех трагических событиях недавнего прошлого.

От «подковы» мы спускаемся к источнику Фукортла, с тюркского это название переводится как «неиссякаемый». Набрав воды, возвращаемся по дороге метров на 200 назад и находим единственное ответвление на юг. Это короткая средневековая дорога в Арпаты. По ней плавно огибаем гору Лапатá мимо причудливых форм конгломератов, напоминающих мистические фигуры Долины Привидений. Запечатлев себя на фоне величественных природных скульптур, движемся дальше, нам предстоит забраться на седловину между горами Лапата и Куроча. Некогда проезжая дорога из-за оползней местами превратилась в узкую тропу. Куроча – от слова «курочить» – не нуждается в переводе. Несложно догадаться, чем может закончиться авантюрный подъем на ее крутые скальные пики.

Роскошные панорамные виды остроконечных вершин Восточного Крыма и широкий обзор позволяют незаметно взойти на перевал. К тому же дорога, любовно усиленная крепидами – каменными стенками, проложена разумно и удобно. Неспешно подходим к развилке. Основная дорога плавными маршами спускается на окраину Зеленогорья, а нужное нам ответвление взбирается через посадки сосны крымской на седловину к самому подножию остроконечного главного пика горы Куроча (именуемой также Скалой Свиданий). Это название она получила сравнительно недавно – в годы Великой Отечественной войны. Партизанские связные оставляли в тайниках близ вершины донесения о численности расквартированных в ближайших селах немецких солдат, что помогало нашим отрядам планировать операции на дорогах.

С перевала открывается великолепный вид на весь Арпатский амфитеатр. Вдали хорошо просматриваются высшая точка окрестностей – гора Сори или Сахарная головка, а восточнее – почти равная по высоте гора Емула. Под этими вершинами непроходимые скальные выходы высотой 8–12 метров, они живописно в несколько рядов опоясывают амфитеатр. Отсюда, видимо, его тюркское название – Кушаклар, что в переводе означает «пояса».

Мрачное средневековье

Средневековая бурная жизнь Восточного Крыма оставила немало топонимов, запечатлевших в себе трагедии древности: Капсихор (ныне с. Морское) – сгоревшая деревня, Ворон – разорение, Арпат – захват, село Веселое когда-то носило имя Казалле де ля Диаволло. Красноречивые названия говорят сами за себя, без всяких комментариев. В то время из-за угрозы пиратских атак почти не было сел, расположенных на берегу моря. Поселения находились ближе к горам и водным источникам…

Продолжение статьи читайте в 23-м выпуске «Полуострова сокровищ»

Автор:  Наталья Воробьева, краевед, экскурсовод. Фото: Игорь Кузьмин