7 чудес Евпатории

У каждого из городов есть парадная часть, где прогуливаются делегации, и свои задворки, куда гостей приглашать не хотелось бы. Сколько людей, столько и мнений об одном и том же населенном пункте. Что касается грязи, то ее везде найдет любой, а вот попробуйте, следуя мудрому изречению Канта, увидеть в луже отражающиеся звезды.

В случае с Евпаторией скептики наверняка возмутятся: да откуда тут вообще чудеса? Оптимисты им с улыбкой возразят: семь – это слишком мало! Давайте внимательнее присмотримся к приметам старого города, прежним и нынешним. Может, тогда нам откроется и не одно обыкновенное чудо.


1. Привет из Древней Греции

ПС-№30-182

Фото: Владимир Бочковский

Первым шаблон истории сломал не кто иной, как герой древнегреческих мифов по имени Геракл. Согласно эллинской традиции изображали этого языческого персонажа в схватках с чудовищами, великанами, амазонками. Непременно – в трудных ситуациях, для разрешения которых требовалась грубая физическая сила, ею-то Геракл, внебрачный сын Зевса, и бахвалился. В перерывах между подвигами, правда, немало чудил – в приступах безумия лишал жизни и кровных родственников. Однако в памяти древних греков остался все же героем, оттого и классическое изображение его в рисунке, в мозаике, в камне и в скульптуре соответствовало мифам. Исключительно борющимся Геракла представляли до тех пор, пока необычный образ силача не обнаружили в 1895 году при раскопках на берегу Мойнакского озера в Евпатории. На каменном рельефе герой запечатлен отдыхающим. Намек из прошлого растолковали однозначно: городу предначертано было стать курортом, если даже Геракл лишь тут позволил себе расслабиться. Подхватил народ и слоган, придуманный писателем Евгением Никифоровым: «Для подвигов – весь мир, для отдыха – Евпатория». Современную фигуру отдыхающего Геракла – работу скульптора Алексея Шмакова установили на набережной Горького в 2003 году. К слову, всего на территории города обнаружено семь древних рельефов греческого героя на отдыхе, на некоторых Геракл еще и держит чашу с вином.

2. Воды подземелья

ПС-№30-184

Фото: Светлана Усольцева

В средневековый период, когда весь полуостров захватили турки, город на месте нынешней Евпатории был обнесен мощной крепостной стеной, поскольку стал главным портом Крымского ханства, а назывался Гёзлёвом. Происхождение этого топонима исследователи объясняли по-разному. В трактовке археологов Вадима и Марины Кутайсовых, раз уж «гюз» или «гёз» означает «глаз», а «ёв» – «хижина», название переводится как «хижина с одним глазом» или «круглым окном». Городом «тысячи очей» именовал Гёзлёв историк Дмитрий Яворницкий, а исследователь Григорий Спасский считал, что «гёзлеве» означает «подземелье». Cами крымские татары топоним «кёзлэу» переводят как «источник», «родник». Интересно, что город-крепость действительно обустроил сложную систему подземного водоснабжения – резервный водопровод на случай вражеской осады. Сеть кяризов представляла собой вырытые под землей галереи с человеческий рост и шириной в метр. Через тоннель собранные по трубам из обожженной глины грунтовые воды доставляли наверх с помощью колодцев с водоотстойниками. Старинный лабиринт в Великую Отечественную стал убежищем для антифашистского подполья, а в мирное время не давал покоя искателям приключений. Старожилы вспоминают: детьми частенько прятались в подземных галереях, пока одного из ребят не засыпало грунтом. После несчастного случая входы в катакомбы решили закрыть.

3. Оставь одежду всяк сюда входящий

ПС-№30-188

Фото: Владимир Бочковский

По подземным кяризам вода поступала и в турецкие бани, где желавшие освежиться разогревались сухим горячим воздухом. Еще в XVII веке путешественник Эвлия Челеби, посетив одну из гёзлёвских бань, а их в городе насчитывалось пять, отмечал, что с этим сооружением по красоте и удобству сравнится редкая баня на всем Востоке. Как мужское, так и женское отделение состояло из раздевалки, комнаты для подготовительных процедур – теплой, для потения – жаркой, а также моечной. Из раздевалки люди переходили в простынях и в деревянных сандалиях в комнату с полом из кирпичей в дырочку, откуда просачивался раскаленный воздух, и разогревались там от 20 до 40 минут. В «потельне», с более высокой температурой, вентиляционными каналами для вывода пара и притока чистого воздуха, с высокими потолками – до 5,5 метра, досиживали еще минут 10–20, а затем направлялись в моечную. И без фонаря видели, куда идти: свет в баню поступал из отверстий в куполах над всеми помещениями, такая вот интересная конструкция. Банщик перед финальной помывкой обтирал посетителя шерстяной перчаткой и делал массаж. И только после этого прохладная вода завершала всю банную процедуру. Эх, что современная ванна – с баней не сравнится! В 1812 году комплекс находился во владении братьев Афанасьевых, украсивших после косметического ремонта вход деревянными скульптурами, а внутренние помещения – гипсовыми рельефными изображениями. Мраморными в банях были лежаки, мини-бассейн для омовения ног, раковины, элементы скамеек. По инвентаризации 1949 года эллипсовидных раковин насчитывалось 12, к 1987 году осталось 10. И мраморные плиты из облицовки внутренних помещений до сих пор не найдены. Бани действовали вплоть до 1988 года. После закрытия комплекс пришел в запустение с космической скоростью. О том, что это памятник архитектуры XVI века, хоть и почти разграбленный, сегодня напоминает табличка у входа. Увы, такое чудо, как турецкие бани, наши современники собственными руками отправили в небытие.

Продолжение большой статьи о Евпатории читайте в 30-м номере «Полуострова сокровищ»

Автор:  Виктория Серебрянская