Покидая склоны массива, каждый уносит с собой личные открытия. И все же чувство недосказанности заставляет возвращаться сюда еще и еще, ведь никому пока не удавалось постичь все тайны живого Чатыр-Дага. Почему живого, спросите вы? Все просто, геологические процессы, начавшиеся миллионы лет назад, продолжаются и сегодня. В известняковых породах образуются новые провалы и разломы, водные потоки, вымывая карстовые пещеры, создают вычурные натеки. Подземные ходы испещрили плато, будто головку сыра – одних карстовых воронок в этих краях более тысячи. Неспроста Чатыр-Даг так «популярен» у спасательной службы. Внезапно разверзшаяся под ногами пропасть ждет своих зевак…
Легенды бездонной воронки
Бездонный колодец находится в северной части нижнего плато Чатыр-Дага. Крымские татары прозвали шахту Тюпсюз-Хосар, что буквально означает «каменная воронка без дна». На самом деле карстовая пещера не является черной дырой. По своей форме она напоминает стеклянную колбу керосиновой лампы – узкая сверху и расширяющаяся книзу.
Вертикальный колодец внизу переходит в галерею, растекающуюся на 250 метров внутри нижнего плато Чатыр-Дага. Непроглядный мрак Топсюз-Хосар и частые почти сюрреалистические туманы вокруг придали пещере устойчивую репутацию аномальной зоны. Кто знает, возможно, потому так крепки старые татарские верования о вратах в потусторонний мир, распахнутых во тьме Топсюз-Хосар? Так или иначе, издревле гигантская пропасть обрастала мрачными легендами и ползучими слухами. Теперь порой и немыслимо разобраться, где разыгралась бурная фантазия, а где под шелухой пустых слов сокрыта золотая истина. То вдруг доходит слух о целой отаре овец, в одночасье сгинувшей в мрачном безмолвье пещеры во время густого тумана. То всплывает легенда о том, что в древности во тьму пропасти сбрасывали неверных жен, отправляя грешниц прямиком в царство шайтана. Популярная байка о янычарах, связавших кушаки и спустивших на дно пещеры свои несметные сокровища, тянет за собой другую – о полчищах смельчаковкладоискателей, якобы бесследно растворившихся в Бездонке. Но пытливый ум человека и неуемная жажда жизни, словно яркий светоч, пробивает любой мрак. Обросшая жуткой славой Топсюз-Хосар обрела своих бескорыстных и отважных исследователей, открывая им сокровенные тайны, постепенно – секрет за секретом…

Фото: Анатолий Подаревский
Судьба отчаянных бродяг – удача на поноре
Первые исследования пещеры Топсюз-Хосар проводились еще в 1927 году. Возглавил группу активистов будущий академик, а в то время студент-геолог Олег Вялов. Ему принадлежат и первые описания Бездонки. В яркости и образности будущему академику не откажешь: «От центрального зала Бездонного колодца, где свободно уместилась бы 10-этажная гостиница, расходятся боковые галереи. Северная разделена низкими переходами на залы с куполообразными сводами. Они украшены кальцитовыми натеками всевозможных форм: пикообразные сталактиты свисают до самого пола, округлые каменные цветы гроздьями покрывают стены; восхищение вызывают «эксцентрики» – геликтиты, то скрученные спиралью, то свившиеся в клубки, словно корни растений, то змейками ползущие по стенам».
Экспедиция Вялова преодолела глубину в 95 метров. Для дальнейшего «погружения» не хватало оборудования и снаряжения, первопроходцы опасным методом проб и ошибок искали способы покорения глубины. Впечатленный спуском, Вялов впоследствии напишет в своем дневнике: «Скоро за выступами остался виден только клочок неба, зияющие трещины скалы, а внизу черная бездна. Бросаю камень, и он, прыгая по уступам, летит вниз, значит, дно еще далеко. Да и нет уже ни лестниц, ни канатов»/
Следующий спуск произошел спустя 32 года – осенью 1959-го. На этот раз снаряжение было серьезнее, группа – профессиональнее. Комплексная экспедиция под руководством известного геолога Виктора Дублянского, в которой участвовали Андрей Брунс, Константин Аверкиев, Юрий Полканов, Геннадий Пантюхин и другие, достигла дна вертикальной пещеры и обнаружила ее продолжение в трех горизонтальных ходах общей протяженностью 210 метров. Интересно, что до того, как собрать свою команду, Дублянский планировал совершить спуск с акробатами из цирка. Но те, увидев пропасть, предпочли рискованные трюки на арене и от покорения Бездонки отказались. Пришлось спускаться самим. Преодолевая 85-метровую отметку, группа обнаружила, что лучи солнца, попадая в вертикальный пролом в определенные часы, позволяют увидеть всю глубину провала. Однако сверху, как бы хорошо пещера не освещалась, дна ее не было видно. Участники экспедиции смогли спуститься на рекордные 161 метр. В месте перехода вертикальной шахты в горизонтальный тоннель гостей поджидал новый сюрприз – ледовый конус, достигавший 10 метров в диаметре. Зимой его часто засыпает снег, образуя снежную шапку 5-метровой толщины. Летом она тает, но не полностью.
В Бездонном колодце обнаружена самая высокая концентрация «пещерного» жемчуга (оолита) величиной с горошину. Непрозрачные кальцитовые шарики серого или белого цвета, рожденные из крохотных песчинок «прячутся» во внутренних полостях пещер. Под действием беспрестанной капели они вращаются, слой за слоем, обрастая карбонатом кальция.

Фото: Сергей Ляховец
Современные технологии заметно облегчили труд спелеологам, дав им превосходное снаряжение, а глубину порой можно узнать заранее еще до погружения, воспользовавшись лазерными инструментами. Но в далеком 59-ом техника безопасности была все еще сомнительной, а риски, на которые шли исследователи ради знаний, требовали огромного мужества и ловкости. Попытайтесь вообразить, какие чувства испытали спелеологи, погружаясь в неизведанный мир Бездонки. В непроглядную тьму уходит тонкая стезя шаткой самодельной лестницы из электрических кабелей, а вы гдето там – в глубине, на расстоянии десятков метров от поверхности, балансируете на ее хрупких ступенях. Вокруг и внизу под ногами – непроглядный мрак, ваш единственный источник света – слабый луч фонаря, неспособный пробиться до дна. Виднеющаяся где-то там над головами синева неба уже кажется какой-то иной недостижимой реальностью. Вдруг неосторожное движение – и вы срываетесь вниз. Секундный полет в бездну, от которого стынет кровь, и вот он – спасительный рывок страховки. И висишь, беспомощно вращаясь на тонкой нити, словно паук на паутине, а под ногами тьма сгущается, и не видно, что называется, ни зги.
Один из известных крымских геологов, участник той самой экспедиции Юрий Александрович Полканов, рассказывал нам, как в молодости они с друзьями бросали в Бездонный колодец мины без боеголовок. В Топсюз-Хосар тогда «полетело» больше двадцати мин, и все же во время экспедиции ее участники не нашли ни одной. Костей неверных жен, которых по «преданью старины глубокой» сбрасывали в пропасть, тоже не обнаружили.
Новые «горизонты»
Следующий штурм Бездонного колодца был совершен в 1968 году. Экспедиция провела на дне шахты пять суток, пытаясь найти ее продолжение. Но тщетно.
Новые открытия принесли семидесятые. Летом 1976-го группа под руководством председателя Симферопольского клуба спелеологов Александра Козлова отправилась в поисковую экспедицию в Бездонный колодец с установкой на дне пещеры подземного базового лагеря. После первых двух дней раскопок известнякового щебня в основной галерее они вышли в небольшой зал размером 3 на 3 метра…
Продолжение статьи о подземном мире Чатыр-Дага читайте в 24-м выпуске «Полуострова сокровищ»
Автор: Ксения Иваниенко