Сивашские тайны

Пассажиры-новички сначала пугались, выглядывая в окно. Если ранним утром погода была ясной, казалось, что поезд плывет, будто лодка, по водной глади. Железнодорожный путь Лозовая–Севастополь, проложенный более 140 лет назад, проходит прямо по дамбе. Даже бывалые путешественники, знавшие, что мимо будет тянуться и тянуться водная гладь, расчерченная квадратами соляных чеков, то и дело поглядывали в окна: с Сиваша начинался Крым!

Гнилое море

О Сиваше многие дореволюционные путеводители упоминали вскользь – куда уж Гнилому морю до южнобережных красот, которые надлежит осмотреть со всем тщанием! Но, как говорится, красота – в глазах смотрящего. «Я увидел закат солнца в водах Сиваша и восход луны в Азовском море. Красный шар солнца озолотил весь Сиваш, небо, землю. Громадный белый диск луны серебром засверкал по мелкой морской зыби… Я смотрел направо… налево… Там – угасающий день, здесь – таинственный полумрак ночи». Эти строки написал Александр Усов – человек, чья страсть к путешествиям уступала разве что его пылу революционера. Он был знаком с Лениным, Плехановым, Семашко, водил дружбу с Луначарским. Записки о своих странствиях публиковал под псевдонимом А. Чеглок. Путешественник не раз бывал в Крыму и посвятил ему книгу «Красавица Таврида». Александр Усов осмотрел Сиваш с Арабатской стрелки, при свете дня залив его впечатлил меньше: «Сиваш не может похвастаться красотою. Его отлогие берега покрыты широкой белой каймой соли, за которой начинают расти зеленые и красные солянки. Это мясистые, солоноватые растения, которые растут на соленой земле. Только одни верблюды едят их с удовольствием. Уныло и голо вокруг!»

Зато происхождение и топографию Сиваша никак не назовешь унылыми – пожалуй, другое водное пространство, столь же загадочное, изменчивое и прихотливое, вряд ли найдется. Версии появления залива, по большому счету, схожи. Знаменитый географ и геолог Иван Мушкетов считал, что на месте Сиваша была суша, залив появился, когда море, поднявшись, забрало часть территории. К этому мнению он пришел, изучив отложения, образующие берега Сиваша, и сделал вывод, что они – не морского происхождения.

Михаил Муратов, один из авторитетов советской геологии, предполагал, что некогда район Сиваша был впадиной земной коры или, как говорят специалисты, депрессией, в которой находилось множество небольших озер. Во время ледникового периода часть озер слилась, образовав единое пресноводное пространство. Затем, когда климат стал суше и теплее, вода начала испаряться быстрее, чем поступать, и Сиваш постепенно становился все солоней. Позже некоторые озера высохли совсем, а поднявшаяся в Азовском море вода заполнила всю впадину.

sivash-3

Фото: Станислав Трухно

Черная жижа под досками – это жирная болотная глина, которая образовывалась на Сиваше на протяжении сотен лет. Все, что попадало в нее за эти годы, там и оставалось – животные и растения перегнивали и образовали в итоге эту сероводородную толщу. Ядреный сероводородный запах вокруг полностью соответствует содержимому.

Неоценимый вклад в изучение удивительного водоема внесла крымская гидрологическая экспедиция, работавшая здесь в 1969-1984 годах. На лодках геологи прошли по Сивашу многие десятки километров и составили карты различных частей его акватории. Когда восточный ветер угнал воду в западной части залива и тем самым обнажил его дно, исследователи заложили там 8-метровой глубины шурф – до самой подстилающей ил породы. Цельные иловые монолиты, извлеченные геологами, уложили в специальные деревянные ящики и отправили на экспертизу. Во время их изучения оказалось, что отложения на дне Сиваша чередуются пластами гипса и глины. Летом из высококонцентрированного раствора первым в осадок выпадает гипс, а в холодный период он покрывается сверху слоем глины. Затем снова гипс, и снова глина. Такое чередование происходит на дне Сиваша ежегодно. И вот по этим сезонным слоям, будто по годовым кольцам деревьев, ученым удалось установить возраст залива – 860 лет.

Но все же Сиваш так бы и оставался частью акватории моря, если бы не образовалась грандиозная коса Арабатской стрелки, отшнуровавшая его от Азова. Появилась она вследствие сезонных волновых намывов песка и гальки. Почти полностью изолированный залив многие считают озером. С морем Сиваш соединяется всего лишь двумя узкими проливами – Геническим и Промоиной. Слабый водообмен и огромная площадь испарения насытили Сиваш большим количеством минералов. Концентрация солей Гнилого моря, разделенного еще на 11 заливов, неравномерна: от 22 промилле на севере до 28-ми – на юге. Его рапа содержит множество хлористых солей натрия, калия, магния, а также сульфат и бромид магния и другие соединения – почти всю периодическую систему Менделеева. Общие запасы солей в Сиваше оцениваются в 200 млн тонн. Из сивашских вод получают минеральное сырье заводы, построенные на берегах залива.

Глубина Гнилого моря невелика – не больше трех метров, а в среднем и того меньше – от полуметра до одного. А вот слой накопившегося на дне темного ила превышает пять метров. Из-за мелководности залива вода в нем сильно прогревается, нередко достигая отметки в 30 градусов. Такая температура способствует быстрому испарению, и вода, отступив от берега, образует сияющую на солнце окантовку, покрывает землю белоснежной соленой коркой. Именно в такие знойные дни Присивашье посещает волшебная фея Моргана. Дрожащие размытые контуры далеких городов в окружении пышных садов перемежаются и вовсе фантастическими расплывчатыми фигурами – то повисающими в перегретом воздухе, то погружающимися в бликующую воду. Что ж, миражи у берегов Гнилого моря летом – дело почти обыденное.

Не меньшее удивление вызывают случающиеся на Сиваше отливы и приливы, способные местами оголить его дно. Впрочем, именовать так это природное явление не совсем верно. Если на океанских просторах приливы-отливы вызывает Луна, то к их появлению на Сиваше ночное светило никакого отношения не имеет. Не менее эффектное явление происходит по иной причине: грандиозные перемещения водных масс вызывают сильные ветры.

Протяженность Сиваша около 200 км, ширина – до 40. Он причудливо изрезал берега Крымского полуострова многочисленными заливчиками. Вместе с извилистыми проливами между маленькими островками, они превращают эту местность в настоящий водный лабиринт. Крупные острова одного залива находятся в двух государствах: Русский – принадлежит Крыму, а Куюк-Тук и Папанин (он же Коянлы) расположены на украинской стороне. Когда-то на Коянлы существовало село и хутор землевладельца Набиркина. С «большой землей» – полуостровом Семеновский кут, что на Арабатской стрелке, остров соединял мост. Со временем Коянлы опустел, но местные жители продолжали использовать его для выпаса скота. Осталась ли у них сейчас такая возможность – бог весть, два года назад в одну темную ночь бесследно исчез небольшой паром, который использовался для переправы на остров.

У крымских берегов Сиваш расщедрился на целую россыпь крохотных островков. Одна из забавных изюминок Сиваша – это то, что внутри залива существует… миниатюрное подобие его самого. Вблизи поселка Советский песчаная коса, подобная Арабатской стрелке, отделяет маленький заливчик от Сиваша. И что удивительно, он очень похож на своего старшего брата. Сюда периодически «наведывается» сам Сиваш, переливаясь через косу и затопляя значительную территорию. Такие пересыхающие участки местные жители издавна называли «засухами». Это явление упоминает в своей книге краевед Иван Бабков. «Соляными засухами в Крыму называют пересыхающие летом части озер, лиманов, заливов, – пишет он. – Это впадины с достаточно ясно очерченной береговой линией со стороны суши и постепенным уклоном дна в сторону водоема, где впадина не образует береговой линии. Во время сгона воды и вообще в месяцы низкого стояния уровня воды засуха пересыхает, дно ее обычно гладкое и голое, как паркет». И таких мест у берегов Сиваша достаточно. По какому еще заливу можно пройти, как по суше? Главное оказаться в нужное время в нужном месте. Готовность Сиваша обнажить сокровенное отмечал еще в I веке н. э. древнегреческий географ и историк Страбон: «Гнилое озеро… очень болотисто и едва судоходно для сшитых лодок, так как ветры легко открывают мели и затем снова наполняют их водою, так что эти болота непроходимы для более значительных судов».

О людях и о грязи

Как же залив получил свое имя? Кочующую до сих пор из издания в издание версию о том, что «Сиваш» в переводе с тюркского означает «грязь», знатоки топонимики опровергают давно. На крымскотатарском языке «грязь» – «чамур», «кыр», «балчих». «Древнейшие греческие географы называли его Путра или Сапран-лиман…

На сайте представлена первая треть статьи о Сиваше, полную версию вы можете прочитать в 24-м выпуске «Полуострова сокровищ»Fdnjh^ 

Автор: Наталья Дрёмова