Автомобили наступали. Их становилось с каждым годом, с каждым крымским сезоном, все больше. Из экзотической новинки для богатых они на глазах превращались в удобное средство передвижения, доступное многим. ХХ век открывал Крым как место, где уже существовало автомобильное сообщение. Пусть нерегулярное: это, скорее, были услуги такси. Автомобильный экипаж можно было заказать к прибытию поезда. Под скептические или завистливые взгляды зевак пассажиров и багаж грузили в машину. Водитель или, как тогда говорили, «шóффэр», важно проверял, надежно ли закрыты дверцы, давил на клаксон, и только затем оживал мотор.
Впервые в Крыму роскошную «игрушку» в средство заработка превратил предприимчивый одессит Вальдемар-Георг Трепке, получивший в 1904 году патент на перевозки из Севастополя в Ялту и Симферополь, а также из Симферополя в Алушту. Однако на господина Трепке и его автоэкипаж рассчитывать не стоило, работал он по велению души, без расписания. Четкий график ввел лишь два года спустя крымский предприниматель Сеферов – его автомобиль курсировал из Симферополя в Евпаторию в обозначенные часы и дни. Проезд стоил 6 рублей с человека.
Обычное авто могло взять всего двух-трех пассажиров, а желающих платить за скорость и комфорт становилось все больше. И вот свершилось, в 1909 году в Крыму появилась первая «маршрутка», точнее автомобиль большей вместимости, бравший на борт уже 12 пассажиров. Правда, совершал он регулярные рейсы не к морю, а ходил по маршруту Симферополь–Карасубазар и рассчитан был на крымчан, хотя стоимость проезда в 3 рубля была по карману немногим. В 1911 году автобусных рейсов прибавилось, теперь ими были связаны еще Армянск и Джанкой. С каждым годом становилось все больше регулярных маршрутов, дешевевших просто на глазах. На рубль-полтора меньше за поездку брали залетные конкуренты – сезонные «пираты», которые спешили окупить транспортное средство за время курортного нашествия.
В 1902 году российский автомобиль (производства фабрики Петра Фрезе, двигатели для него использовали французские) стоил около 3 тыс. рублей. Корову в те времена можно было купить за 15–20 рублей, лошадь – за 50–70, учитель в месяц получал 30–50, а рабочий от 25.
Согласно путеводителю Григория Москвича, в 1913 году добраться из Симферополя до Сак можно было за 2,5–3 рубля, до Евпатории – за 4–5, до Алушты – за 4, а до фешенебельной Ялты проезд стоил целых 8 рублей. Эти расценки все равно были не для простых смертных. Следует вспомнить, что, к примеру, один килограмм сахарного песка тогда стоил 25 копеек, а средняя зарплата не превышала 40 рублей.
В то время, как и сегодня, на утомленных пассажиров с прибывающих в Симферополь поездов охотились шустрые комиссионеры, которые с первого взгляда оценивали толщину их кошельков и неопытность. Жертва не успевала опомниться, как багаж уже был погружен, а сама она сидела в дорогом фаэтоне или автомобиле. «На Симферопольском вокзале к приходу поездов с севера всегда находится комиссионер почтово-автомобильного сообщения, которому можно вручить багажную квитанцию и пользоваться его услугами. По требованию пассажиров, почтовые автомобили, экипажи подаются на квартиру», – оповещал все тот же «москвичевский» путеводитель по Крыму.
В Ялте состоятельный путешественник мог набрать по телефону номер 470, либо послать телеграмму на вокзал Севастополя на имя владельца автобюро Лакидина – и в оговоренное время прибывал автомобиль с шофером, готовым отвезти его в любой город Крыма. «За телефонный разговор уплочено», – заманивала реклама автобюро потенциальных клиентов.

Крымское авто двора Николая II-го. Ялта, 1912 год
Если разобраться, то развитие автосообщения для Крыма было, скорее, полезным, чем экзотическим новшеством. Тем более что от пассажирских перевозок со временем перешли и к грузовым, доставляя не очень габаритные, но ценные предметы и продукты в разные уголки полуострова. В сентябре 1915 года для демонстрации преимущества грузовых перевозок крымскими предпринимателями был организован автопробег груженых машин из Симферополя до Москвы и обратно. В Москву автокараван вез фрукты, овощи и деликатесных моллюсков со знаменитых тогда Севастопольских устричных заводов. А в обратный рейс машины брали в Харькове уголь, сахар и некоторые другие товары, дефицит которых в Крыму ощущался постоянно.
Езда без правил
Совсем скоро богатые и щеголеватые курортники стали прибывать на полуостров на собственных авто, желая выделиться и произвести впечатление на публику. А для менее состоятельных, но имеющих опыт вождения, крымские коммерсанты охотно предоставляли машины напрокат.
В 1912 году Госдума России рассмотрела законопроект о штрафах за неправильную езду и технические неисправности в автомобилях – до 300 рублей. Если же случалась авария, в которой прохожий получал увечья, водителя лишали права управлять автомобилем от года до шести лет
История крымских ДТП с участием железных коней открылась в 1901 году…
Вторую половину увлекательной статьи читайте в 24-м выпуске «Полуострова сокровищ»
Автор: Наталья Дрёмова