Беседа о раскопках затопленной Акры в Крыму

В этом году, в Крыму, вновь прошли археологические раскопки древнего города Акра. Исследования проходили под руководством Соловьева Сергея Львовича, научного сотрудника Государственного Эрмитажа.

Водозащитные сооружения, святилища и археологический парк для туристов

соловьев— Прав был мыслитель древности, который сказал, что чем больше радиус известного, тем больше окружность соприкосновения неизвестного, ведь так, Сергей Львович?

— Не могу не согласится с этим, ведь стремление узнать, понять, что произошло никогда не оставляет археолога. Даже если раскопки закончились, это чувство заставляет нас все время двигаться вперед. Поэтому мы все время в пути, в поиске чего-то нового.

— Этим летом вы вновь курировали археологические раскопки в Акре, в Крыму. С чем связан ваш интерес именно к этому памятнику истории?

— Дело в том, что Акрой я занимаюсь уже очень давно и не только наземной, но и подводной ее частью. Мы начали работать в 2002 году, на сельских поселениях, в окрестностях Акры. В то время мы не могли заниматься подводными исследованиями, не было специалистов особой подготовки, да и требовало все это больших вложений средств. Когда в 2011-ом возникла такая возможность, мы постарались приложить все возможные усилия, чтобы экспедиция состоялась. Было непросто в материальном и техническом плане. Однако, как видите, мы вновь в Крыму и вновь занимаемся раскопками на Акре.

— Столько лет вы исследуете затопленный город, какую цель вы стремитесь достичь?

— На самом деле нам очень мало известно про Акру. Какие-то отдельные элементы планировки, исследованные участки оборонительной стены, все это не дает нам полной картины того, как же был устроен город. Его планировка, точная дата появления – это именно то, что поможет нарисовать достоверную и более полную картину города. Мы хотим со временем воссоздать план городской застройки, дополняя уже существующие карты новыми объектами. Параллельно с этим занимаемся изучением быта, культуры жителей Акры.

— Территория города настолько большая, что на ее изучение требуется несколько десятков лет? Где же проходят его границы?

— Определение границ города – также одна из важных задач, которую нам необходимо решить. На данный момент мы точно знаем о юго-западной границе, меньше уверены насчет восточной. Сами границы определяются глубинами. Нам известно, что в то время, когда этот город существовал, береговая линия находилась на современных 4-5 метрах глубины. По этой линии мы можем провести восточную границу Акры. Сложнее всего с северной ее частью. Мы можем лишь приблизительно сказать, где она проходила. Для более точных сведений нужно больше исследований, а мы ограничены одним месяцем в год. Однако, уже сейчас можно сказать, что город занимал порядка трех с половиной гектар и все, что на данный момент о нем известно – это примерно пять процентов от всей площади. Если говорить точнее, то это где-то порядка полторы тысячи квадратных метров.

— Сколько понадобится времени на изучение всей территории?

— Все зависит от финансирования. Если бы у нас была круглогодичная база, все было бы гораздо быстрей.

— Почти вся территория города находится под водой. Подъем воды был резким или поэтапным?

— Он был постепенным. Это результат Нимфейской трансгрессии. Вы ведь знаете, что уровень моря, то понижается, то повышается? Это закон природы. Самый пик регрессии, когда был нижний уровень мирового океана, приходится на середину первого тысячелетия до нашей эры. С этого момента уровень моря начал повышаться, тем самым постепенно затопляя город.

— Имеет ли смысл изучать, что лежит на глубине, скажем 15-20 метров? Ведь вы, в основном, изучаете территорию город недалеко от берега и на глубине не более 4-5 метров.

— Безусловно. Мы исследуем Акру в черте ее городской застройки и практически не знаем, что лежит за ней. Согласно нашим расчетам, город заканчивался на современных глубинах 4-5 метрах, это порядка двухсот-трехсот метров от берега. Дальше идут участки и сооружения, гавань, так как Акра была портовым городом. Все это необходимо изучить, но из-за недостатка финансирования это довольно затруднительно. Конечно, у нас есть оборудование. Но его недостаточно для изучения дна и определения границ. Мы надеемся, что Акра станет известна и позволит нам привлечь должное внимание со стороны инвесторов.

— Что могло находится в черте города?

— Жилые или административные здания. Святилища, к примеру. Некоторое время назад было опубликовано письмо, написанное на свинцовой пластинке. Оно полностью не сохранилось, но из текста понятно, что это обращение наместника Боспорского царя к главе города Акра с требованием предпринять меры для спасения святилищ, в связи с подтоплением города. Мы пока не можем сказать, чьи они были, так как пока не было найдено сосудов с посвящением каким-либо богам.

— Могли ли предметы искусства, вроде тех же самых сосудов, быть отнесены течением за пределы города?

— Нет, поскольку они все находятся в культурном слое. В этом и состоит уникальность самой Акры. Культурный слой не был разрушен. Он находится в том же положении, что и сотни лет назад. Слои, которые образовались в процессе жизни тех, кто населял этот город, так и остались нетронутыми и погребли под собой все предметы истории. Природная консервация древнего города, так сказать. Конечно, нельзя забывать о таких явлениях, как например, шторма. Но они разрушают только прибрежную часть, под водой Акра законсервирована песком.

— На какой вопрос, связанный с Акрой вы бы хотели получить ответ?

— Я бы хотел, чтобы мы нашли документ, который бы подтверждал, что перед нами город Акра. Может это был бы декрет или посвящение, лапидарная надпись. Главное, чтобы в нем прозвучала надпись: «Граждане Акры!», тогда бы все вопросы о том, что это тот самый город, о котором упоминалось еще в источниках римского времени, пропали бы.

— К сожалению, наше интервью подходит к концу. Возможно вы бы хотели добавить что-то?

— Я бы хотел сделать акцент на том, что Акра – уникальный памятник истории, в силу того, что он оказался законсервирован самой природой. Акра могла бы стать одним из первых претендентов на роль археологического парка, так как в России их еще не существует. И уже в дальнейшем превратиться в хороший объект для туризма. Однако, как я уже не раз говорил, требуются большие финансовые вложения. Необходимо построить водозащитные сооружения, научную базу, пригласить специалистов. Все это потребует времени и денег. Однако, я надеюсь, что мы сможем этого добиться.

Интервью: Дарья Юрченко