Военно-голубиная почта – один из способов связи, с помощью которой письменные сообщения доставляли почтовые голуби. При посылке письма голубеграмма – сообщение в сильно уменьшенном формате – вкладывалась в легкую металлическую трубочку, которая прикреплялась в лапке голубя. В среднем дальность голубиной связи со стационарных станций достигала трехсот километров. Почтовые голуби прекрасно летают и могут преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Тяга голубей к родному гнезду носит прямо-таки мистический характер. Известно множество случаев, когда благодаря своей пространственной памяти и летным способностям они, преодолев тысячи километров, возвращались в свою голубятню. Так, увезенный из Парижа в Германию голубь был выпущен из клетки только через четыре года, и уже на второй день он очутился в родной голубятне. Как они находят дорогу? Ученые затрудняются ответить на этот вопрос. Возможно, голуби чувствуют магнитное поле земли и каким-то непостижимым образом высчитывают координаты своей голубятни.
В 1893 году на окраине Севастополя была создана военно-голубиная станция. Размещалась она на холмистой окраине города, которая с давних времен носила название Цыганской слободки. Личный состав станции составляли один офицер, один надзиратель, два надсмотрщика и 250 голубей. Перед Первой мировой войной птиц на станции насчитывалось уже около тысячи.


«В детстве мне очень нравилось бегать на Голубинку, так мы называли территорию воинской части, которая находилась неподалеку. Во дворе стояла огромная голубиная будка, к которой вела лестница. Это был большой квадратный домик, который хорошо просматривался с моря и наполовину выглядывал из-за высокого забора со стороны города. Настоящий сказочный дворец из стекла или пластмассы с полукруглой крышей, удобными гнездами внутри. Во время войны его накрывали маскировочной сеткой. Птиц там было столько, что и не сосчитать. Каждое утро их выпускали полетать. Недалеко от нас жил голубятник Шурка Скидник, он специально выпускал в это время своих голубей, как бы заманивая птиц со станции. Затем брал голубей, которые попадали к нему, и возвращал морякам за плату. Те рассчитывались, как правило, продуктами. Мы знали, что птиц держали не для забавы, предназначены они были для связи. В специальных клетках пернатых вывозили в Балаклаву и окрестности Севастополя. У каждого голубя на лапке было специальное медное колечко, куда закладывалась записка с информацией. Птиц выпускали, и через некоторое время они возвращались в будку. Мне доставляло огромное удовольствие ездить на служебной линейке с матросом Пантелеем в район Балаклавы и вместе с ним выпускать голубей на свободу».
Ветеран Второй мировой войны Александр Черноцкий
В 1913 году летчики севастопольской школы авиации с собой в полет брали клетку с почтовыми голубями на случай непредвиденной аварийной посадки. С помощью пернатых почтальонов они сообщали о своем местонахождении и причине аварии.
В 30-х годах военные пытались использовать голубей для связи подводных лодок с Севастополем – главной базой Черноморского флота. С помощью хитроумных решений был сделан специальный контейнер-пенал, в который помещали голубя, и капсулой с птицей выстреливали с подводной лодки. Достигнув поверхности воды, контейнер автоматически раскрывался и освобождал голубя. Но не все контейнеры раскрывались, и плавающая капсула с птицей могла стать достоянием противника. Кроме того, выяснилось, что быстрое преодоление расстояния из глубины до поверхности моря не все голуби переносят одинаково. Часть из них могла не взлететь сразу и поэтому тонула вместе с контейнером. Другие же, взлетев, теряли ориентацию. Этот необычный эксперимент по использованию голубей для выполнения такого специфического задания был проведен только в Севастополе.

Развитие проводной и особенно радиосвязи постепенно вытесняло голубиную связь в военном деле. Ее достоинством по-прежнему оставалась высокая скрытность, но недостатков было все-таки больше. Прежде всего, зависимость от погоды, небольшая дальность, а главное – ненадежность: не было уверенности, что сообщение доставят по назначению. И все же даже во время Великой Отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие донесения передавались на голубиных крыльях. Наряду с другими подразделениями связи во время войны севастопольская военная голубиная станция входила в состав Службы наблюдения и связи Крымского района. Во время обороны Севастополя почтовые голуби использовались для связи с партизанами. Но в большинстве случаев полеты птиц были обречены на неудачу: бесстрашные крылатые посланцы часто попадали под обстрел неприятеля, так как немцы знали об этом способе связи.
«В июне 1942 года голубиная станция подверглась жестокой атаке вражеской авиации, – вспоминает Александр Гиляров, чей дом до войны находился рядом с голубятней. – Два самолета прицельно бомбили станцию и бросали зажигалки. Видимо, чтобы не промахнуться, забросали ими все близлежащие улицы. Во время этого налета три зажигалки попали и в наш дом. Сбрасывая их с крыши, я обратил внимание, что маскировочная сетка на голубиной станции сброшена и двое моряков работают в будке. Один ломом разбивал стенки, пытаясь освободить птиц из огненного плена, а второй обливал будку водой из шланга. От обоих моряков шел дым и пар. Воду им подавали ручной помпой, которую качали несколько военных. Было такое впечатление, что голуби не хотят покидать свой дом. Будка сильно горела, в воздухе стоял едкий запах горящей пластмассы. Через некоторое время от голубятни остался один каркас. Большинство птиц погибло».
Так трагически закончилась история севастопольской военно-голубиной станции. Старожилы рассказывают, что оставшихся в живых почтовых голубей немцы увезли с собой. Но птицы вернулись в разрушенный город. На месте военно-голубиной станции сегодня частное строительное предприятие, а рядом как – воспоминание о полувековой истории станции – улица Почтовая.
Автор: Олег Доскато, председатель Севастопольского клуба любителей истории города и флота
Журнал «Полуостров сокровищ», №6.