Подземные лабиринты Симферополя

Избалованные комфортом современные горожане обычно и не подозревают, что их удобства и уют обеспечивает скрытая сеть коммуникаций. И прямо под их ногами прячется разветвленный лабиринт из многочисленных ходов и галерей, загадочных тоннелей, хорошо замаскированных бункеров и секретных залов – подземное отражение города. Мы приглашаем вас спуститься под Симферополь и заглянуть в таинственный мир столичных подземелий.

Склепы-погреба Неаполя

Самые древние рукотворные подземелья Симферополя – это  погребальные склепы, вырубленные во ІІ–ІІІ веках нашей эры вокруг скифского города Неаполь. Сравнительно небольшие, всего по несколько квадратных метров, сооружения расположены по краям скального плато, на котором находится античное городище. Прежде их насчитывалось несколько десятков, сейчас – единицы, ведь еще в ХІХ веке там стали селиться малоимущие горожане, и постепенно они так обжили склоны Неаполя, что от первоначального вида античного  некрополя ничего не осталось: почти все склепы древней крымской знати превратились в подвалы домов или вообще разрушены и засыпаны мусором.

Фото: Наталья Райхель
Фото: Наталья Райхель

С восточной стороны заповедника, ближе к девятиэтажкам, в скале можно увидеть заваленный вход в пещеру. Если изловчиться и пролезть в оставшуюся щель, то оказываешься в длинном, темном и довольно высоком тоннеле, который выглядит диким и даже мистическим. На самом деле, «древняя» на первый взгляд пещера – дело рук человека из 80-х. Одна коммерческая фирма решила на этом месте простроить гаражи, а заодно наладить и добычу камня. Так в погоне за двумя зайцами они успели прорыть в скале солидную полость – прошли вглубь метров на  тридцать, высота галереи составила примерно три метра. Но тут природа взбунтовалась: сначала пошел сырой камень, а потом и вовсе – вода с потолка. Какое-то время рабочие еще трудились по колено в воде, потом строительная кампания свернулась, выработку забросили, а вход в нее со временем обрушился и затянулся грунтом.      

«Под Неаполем Скифским скрыта целая система и природных карстовых полостей,– рассказывает директор заповедника Юрий Зайцев. – Об этом красноречиво говорят несколько огромных  трещин на территории городища. Так, гробница царя Аргота «сидит» прямо на одной такой глубокой расщелине. Когда десять лет назад взялись расчищать остатки царского мавзолея, мы наткнулись на зияющую щель шириной примерно в 30 см. Вглядываясь в кромешную тьму, я попытался просунуть туда руку и почувствовал, как снизу, казалось из недр земли, повеяло холодом. Брошенный нами камешек долго летел вниз, ударившись об дно с глухим эхом. Там, под нашими ногами  какие-то ходы, целая система подземных лабиринтов. Неапольские жители об этом знали и намеренно строили гробницу царя Аргота на трещине, оставляя вход в подземное царство Аида».

Фото: Наталья Райхель

Под дорожками «психушки»

Таинственные подземные ходы пролегают и под территорией Республиканской психиатрической больницы, недалеко от железнодорожного вокзала. Одни краеведы говорят, что это искусственные полости, вырубленные еще в первобытную эпоху, другие – что подземелья строились во время Русско-турецкой войны в 1768–1774 годах (есть тому документальные доказательства в военно-исторических архивах). И даже карта этих ходов существует, но она засекречена и находится в спецслужбах.

Сейчас почти вся территория психиатрической лечебницы – закрытая зона. Но несколько лет назад группа российских диггеров получила разрешение спуститься в один из ходов, ведущих под землю от здания спецотделения № 2. Диггеры пробыли под землей несколько часов, оставив скупое сообщение об увиденном: «Два уровня пещер, две ветки проходов: одна ведет к Гагаринскому парку, другая – к вокзалу», и почему-то прекратили дальнейшие попытки исследовать объект. Среди их коллег тогда ходили упорные слухи, что диггеры испугались приведений, встреченных под «психушкой».

Еще до войны у психбольницы было большое подсобное хозяйство – в огромных подвалах хранили фрукты и овощи. «Есть предположение, – рассказывает краевед Борис Берлин, – что во время второй мировой войны в этих подвалах крымский профессор Наум Балабан прятал от нацистов своих пациентов. Но расправы немцев над больными избежать не удалось: из 450 человек было убито 447. Наум Балабан пережил своих пациентов всего на несколько дней, его забрали в гестапо вместе с женой. Обстоятельства их смерти до сих пор точно не выяснены. Один из этих подвалов позже превратили в бомбоубежище, остальные заложили, и попасть туда сегодня невозможно».

Херес для Распутина

Одни из самых больших подземелий, появившихся в старом Симферополе – подвалы в районе Куйбышевского кольца, построенные в 1853-м году как пороховые погреба. В начале  Крымской войны армии наших противников готовились осаждать Севастополь, а в симферопольском тылу русским командованием было решено устроить хранилище для боеприпасов. Сказано – сделано! Вырубили вручную тысячи квадратных метров – огромные, двухэтажные залы с высокими потолками. Но, как оказалось, место было выбрано неудачно –грунтовые воды то и дело просачивались внутрь склада, порох отсыревал, и военное ведомство решило перенести хранилище в более подходящее, наземное место. Подземелья же продали местному купцу Христофорову, который основал в городе винопроизводство, а в вырубленных солдатами подвалах сделал хранилища для хереса. Кстати, «злой гений» последнего русского императора – Григорий Распутин, среди прочих спиртных напитков особенно уважал христофоровский херес. Симферопольский купец был поставщиком императорского двора.

Огромные подземные емкости находятся и под улицей Красноармейской, там, где она подходит к обрывам Петровских скал, недалеко от симферопольского телерадиоцентра. Здесь бывшее городское межрайонное водохранилище. Внизу под скалами и сейчас бьет мощный источник отличной воды, вот ее когда-то и закачивали насосами на плато, где в скальном грунте вырублены цистерны для хранения. До 1941-го года весь центр Симферополя снабжался водой именно отсюда.

Эхо холодной войны

Есть в столице полуострова и подземные сооружения «нового» времени. Речь идет о бомбоубежищах и целых заводских цехах, спрятанных под асфальтом, скверами и палисадниками. Во время советской власти несколько главных предприятий города построили в общей сложности более двух тысяч квадратных километров секретных подземных коммуникаций. Тогда работала целая служба Гражданской обороны, заведовавшая всеми этими бункерами. Но Союза не стало, закончилась холодная война и убежища, ставшие обузой для новой власти, постепенно разорили: что-то отдали в аренду бизнесменам, другие перепрофилировали под склады. Если раньше бомбоубежищ в городе было под две сотни, и каждый гражданин знал куда бежать в случае техногенной катастрофы, то теперь в этой сфере полный развал. Остались «для галочки» лишь несколько таких убежищ. Их и сейчас содержат в боевой готовности, но укрыться там сможет лишь полпроцента горожан.  

Не удалось «спастись» и главному укрытию столицы – республиканскому подземному штабу Гражданской обороны (2 уровня, 46 помещений), сооруженному в семидесятых годах прошлого века под Петровскими скалами на улице Воровского. И погубила его отнюдь не ядерная война, на случай которой он строился – в лихие 90-е годы прошлого века объект «законсервировали», отключив от электричества и замуровав все входы-выходы. Через много лет местные диггеры все же смогли проникнуть туда через вентиляционные шахты. «Атмосфера там такая мрачная и нереальная настолько, что чувствуешь себя героем фильма про апокалипсис, – делились потом впечатлениями ребята, оказавшиеся внутри. – В подземелье остались огромные очистительные фильтры, гигантские насосы, топливные баки, рабочие инструменты, ящики с противогазами – все, как будто вчера бросили, если не считать ржавчины и пыли в несколько сантиметров. Мы нашли там даже таблички с именами дежурных и ответственных, а также старые карты города. На полу  бункера валялись щиты с инфографикой холодной войны и груды брошенного оборудования». Именно за этим оборудованием, вернее за металлом, из которого оно сделано, вслед за диггерами на объект проникли мародеры. Теперь там уже не на что смотреть.  

А вот бомбоубежища для «слуг народа» избежали печальной участи. Например, бункер под Верховным Советом Крыма капитально отремонтировали в конце прошлого года. Говорят, что там целый «подземный город»: десятки огромных помещений, глубиной в несколько этажей, длинные коридоры, лифты, склады для провизии и мощное вентиляционное оборудование. Но увидеть это своими глазами нам не удалось – журналистов и диггеров в «сверхсекретный депутатский бункер» не пускают.  

Брошенное «метро»

Еще один подземный объект советского времени известен как «симферопольское метро». Настоящий метрополитен, конечно, не строили – это местная легенда, на самом деле прокладывали новый городской коллектор. Строительство начали в середине 80-х, ведя подземную линию от Горсада (за кинотеатром «Симферополь»). До недавнего времени там еще можно было приподнять один из канализационных люков и спуститься в огромное сооружение. Тоннель шел через площадь Советскую, кварталы улиц Р. Люксембург и К. Маркса, в сторону железнодорожного вокзала. Длина коммуникаций составила почти три километра, а главная «труба» – три метра в высоту и два с половиной в ширину. Шахтеры, приехавшие на работы из Донецка, пробивали тоннель вручную, чтобы строительство шло быстрее, трудились в две смены. Под землей они укладывали рельсы и в вагонетках вывозили породу. С помощью лебедки лишний грунт поднимался в специальных корзинах на поверхность, а бетонщики в это время заливали стены и своды крепчайшим раствором. Увы, строительство коллектора было остановлено с развалом Союза, и в середине 90-х объект был «заморожен». Тоннель не дошел до вокзала всего пару сотен метров. Несколько лет назад «Теории заговора» удалось проникнуть в заброшенный коллектор. Мы прошли под землей от Горсада до Верховного совета, и впечатления от путешествия были весьма гнетущими. Внутри – мрак, грязь, что-то капает и сыплется с потолка, затхлые водяные испарения, ржавые лестницы, трубы и рельсы, на которых замерли маленькие вагонетки, благодаря им, собственно, и родилась однажды легенда о симферопольском метро.  

Фото: Владимир Коноваленко
Фото: Владимир Коноваленко
Фото: Владимир Коноваленко

«Исторические мелочи»

Немало загадочных объектов и в самом сердце столицы. Под нынешним центром города, построенном в позапрошлом веке, находятся сплошные лабиринты подвалов, местами сообщающихся между собой. Это становится особенно заметно, когда на месте старинных особняков возводят современные «коробки» и строители частенько наталкиваются на подземные этажи, глубиной в 4–5 метров. Среди наиболее интересных подземных объектов следует выделить ход, ведущий из подвала дома № 15 на улице Одесской (за Свято-Успенским храмом) в сторону Центрального универмага. Один из пожилых жильцов дома рассказывал, как еще в детстве лазил в этот подземный ход, облицованный крупными блоками, имеющий высокий полукруглый свод и множество боковых ответвлений – темных, зловещих, в которых почти нечем дышать. Подземелья были частично затоплены и полны крыс, но оставались объектом любопытства местной ребятни. Потом в доме, из подвала которого можно было попасть в эти лабиринты, случился пожар, здание реконструировали, и единственный известный доступ наглухо замуровали.

Похожая история и у подземного хода, соединявшего некогда Симферопольскую гимназию (что на улице Карла Маркса) и немецкую кирху на параллельной улице (тоже Карла, только Либкнехта). Причем, в данном случае информация подтверждается официальными архивными документами. Называется даже примерная протяженность хода: 200 метров. Удивительно, но эти любопытные объекты никто никогда не исследовал. «Почему?» – задали мы однажды вопрос одному известному крымскому историку. «Да, бросьте! Это ж исторические мелочи! Кому они нужны, когда у нас первостатейных памятников неисследованных еще сотни?!» – ответил ученый.

Подземные реки

Идешь, к примеру, по улице Павленко и не подозреваешь, что под асфальтом протекает подземная река. Таких «спрятанных» рек в Симферополе несколько – есть и многоводные, и совсем слабые, которые давно уже не заполняют свои русла. Вроде той, что вымыла под Петровскими скалами пещеру Алимку, в которой когда-то прятались разбойники, укрывались арестанты, затем большевики-революционеры, а в годы Великой Отечественной ночевали связные партизаны.

Другие подземные реки, наоборот, очень многоводны. К таким относится Казанка, ее еще называют подземным близнецом Салгира. Она наполняет ставки возле нынешнего Радиорынка, а раньше также снабжала водой центральный городской фонтан, который стоял на месте сегодняшнего памятника вождю пролетариата. Под площадью Ленина протекает еще одна водная жила, которая периодически подтапливает хозяйственные помещения Украинского музыкального театра и склады супермаркета, находящегося в Центральном универмаге. Казанка впадает в Салгир за зданием Железнодорожного райотдела милиции возле небольших пешеходных мостов.

Черные тараканы, красные черви…

Немало острых ощущений может доставить путешествие по старому симферопольскому городскому коллектору (строительство его началось еще в конце ХІХ века), проложенному на глубине от трех до десяти метров и идущему от улицы Пролетарской в сторону горисполкома (главная линия), захватывая районы улиц Павленко и Жуковского. Примерная длина главной линии сооружения 3 километра. Команда «Полуострова сокровищ» в лице редактора Лилии Грант и фотографа Владимира Коноваленко решила собственными глазами увидеть тоннели коллектора:

Сопровождать нас в подземном коммунальном царстве вызвался крымский спелеолог Геннадий Самохин. Надев водонепроницаемые костюмы, резиновые сапоги и каски с фонарями, мы спустились в подземелье со стороны Вечного огня в Гагаринском парке. Первое наше впечатление, что если снимать в Симферополе фильм ужасов, то здесь – самое место. Мы идем по длинному темному коридору шириной около четырех метров, по которому бежит речка Казанка, вода по щиколотку, а местами  и по колено. Высота сводов тоннеля почти два метра, но не везде, порой приходилось идти согнувшись или вообще передвигаться на корточках. С потолка свисают серые сталактиты, основной состав которых бетон. По мусору, облепившему заплесневелые стены и ржавые трубы, видно, что уровень Казанки при паводках сильно повышается, и если оказаться здесь во время ливня, то напор воды с легкостью смоет вас как и эти мятые номера автомобилей, которые периодически попадаются на пути. В тоннеле много комаров, они летят на свет фонарей и лезут в глаза и ноздри. Повсюду ползают огромные черные тараканы, а в лужицах копошатся маленькие красные черви. Мы вышли на свет в районе городской мэрии, а тоннель разделился на две огромные трубы, заваленные мусором. Так как экстрима нам хватило, дальше мы решили не идти». Лилия Грант
Лилия Грант и Геннадий Самохин
Фото: Владимир Коноваленко
— А скоро привал с пикником?
Фото: Владимир Коноваленко
«Дорога в небо»
Фото: Владимир Коноваленко

Денис Симоненко, Дмитрий Смирнов

Крымский познавательный журнал «Полуостров сокровищ», №12.


  1. «К таким относится Казанка, ее еще называют подземным близнецом Салгира. Она наполняет ставки возле нынешнего Радиорынка, а раньше также снабжала водой центральный городской фонтан, который стоял на месте сегодняшнего памятника вождю пролетариата.»
    — автор извините, но Казанка никак не может наполнять ставки у радиорынка — это делает река Славянка. А для фонтана, который стоял на одноименной площади в свое время был проведен глиняный водопровод от источника в р-не Бор-Чокрак, а р. Казанка по предположениям, имеет исток у села Чумакары — р-н нынешнего пос. Обрыв.

    Нравится

Обсуждение закрыто.