В копилке природных сокровищ Крыма отдельную нишу занимают озёра. Их возраст исчисляется тысячелетиями, а их уникальные особенности поражают даже самого бывалого туриста.
Воды на полуострове немного, естественных озер – по пальцам пересчитать, да и те зачастую соленые. Сезонную влагу люди берегут, создавая десятки запруд и искусственных водоемов. Возможно, такой дефицит в сознании крымчан превратил любой пруд или даже запруду, имеющие размеры чуть больше лужи, в восхитительные озера. Не все они служат водохранилищами, некоторые создавались для промышленных целей – в качестве соляных приисков или сточных резервуаров для приема производственных отходов. Спорадичность их оттенков – розовых, изумрудных, лазурных и даже красных – как бы говорит: посмотрите, воде трудно в засушливом климате, но она выполняет свою миссию – питает, лечит, развлекает, утешает.
Озеро Мойнаки. Евпатория
Полнокровное «дитя» морской стихии: тысячелетиями соленая вода постепенно заполняла собою речную балку, а прибрежные шторма намыли пересыпь, со временем оторвав взрослеющего «отпрыска» от «родителя». Под воздействием солнца в закрытом водоеме вода испарялась, разница с уровнем моря менялась и в итоге составила сантиметров 50. Концентрация соли и микроэлементов стала повышаться. Дно постепенно покрывалось нежной маслянистой массой сине-черного цвета, о лечебных свойствах которой люди узнали, видимо, случайно. Удивительно, что за пять тысяч (!) лет существования озера до наших дней дошла одна-единственная легенда: о том, как украинские казаки, порубленные татарами в «поганом Гёзлёве — городе печали и рабства», увязли вместе с израненными конями в иссиня-черной жиже местного соленого озера, а наутро все буквально воскресли — от вчерашних ран не осталось и следа. Эта новость постепенно передавалась поколениями из уст в уста. И жаждущие исцеления толпами потянулись к лечебнице под открытым небом лишь в XIX веке.
В переводе с тюркского «мойнак» означает «звезда». Сейчас можно только гадать, почему озеру дали такое неземное название — то ли в нем и вправду отражались звездные россыпи, то ли столь необычным способом носители уже тюркских языков выразили признательность лиману за его способность исцелять, ведь истинный дар врачевания, как известно, приходит свыше.
2. Озеро Тобечик. Керченский полуостров
Тобечик находится в стороне от основных туристических маршрутов. Расположенное на юге-востоке Керченского полуострова, у самого пролива, оно хорошо видно с самолета, особенно в летнее время, когда вода в нем становится ярко-алой. Когда-то Тобечик был мелководной бухтой, но людям понадобилось построить здесь дорогу. И вскоре неширокая дамба, отделив залив от моря, превратила его в озеро. Вода в Тобечике повышенной солености, до 1928 года здесь находился соляной промысел, годовая добыча в среднем составляла 10 750 тонн.
На дне озера действует множество грязевых вулканов, выносящих из недр серый и черный целебный ил. В акватории водоема также были выявлены выходы нефти, горючего газа и глубинных минеральных вод. Площадь озера 18,4 кв. км, глубина весной – максимум 1 метр, а летом и вовсе около 30 см. Купаться или принимать грязевые ванны здесь затруднительно, и все же озеро пользуется популярностью у «диких» туристов, которые едут сюда с палатками, чтобы насладиться отдыхом у теплого водоема.
3. Мраморное озеро, Бахчисарайский район
Озеро у села Скалистое – излюбленное место многих крымчан. История его возникновения вполне прозаическая — однажды разработчики известнякового карьера , добывавшие белый строительный камень, наткнулись на водоносную жилу. Насосы, установленные на такой случай, едва справлялись с объёмом открывшегося родника. В итоге затраты на откачку стали превышать стоимость проданного камня, и карьер закрылся. Вода продолжала прибывать, и вскоре котловина с белым дном была заполнена, явив миру удивительное абсолютно неземное бирюзовое озеро, окруженное меловыми, почти лишенными растительности берегами. За необычный цвет его тут же прозвали «марсианским» или «мраморным».
Теперь это популярное место отдыха крымчан и отличная приманка для фотографов и туристов. Глубина водоема около 20 метров, а толща воды надежно скрывает брошенную на дне ржавую карьерную технику. Есть предположение, что цвет озера зависит от дождевой воды, которая попадает в водоём, и вымывает из известняка красящие примеси, характерные для залегающих в этом месте пород. В итоге вода становится то ярко-изумрудной в пасмурную погоду, то бирюзовой в солнечные дни.
4. Мангупское озеро
Неподалеку от пещерного города Мангуп-Кале, у подножия горы Баба-Даг, есть небольшое озеро, носящее название Девичье, ставшее настолько органичной частью рельефа, что кажется, оно было здесь всегда. Но на самом деле это тоже искусственный водоем. Котлован под озеро вырыли в 80-х годах прошлого столетия. Во время подготовительных земляных работ на площадке, с которой открывается вид на все четыре «мангупских пальца», был обнаружен древний христианский храм и множество захоронений. Археологи планировали провести здесь раскопки, затем появилась идея – изъять древние камни со дна будущего озера и создать на его берегу музей под открытым небом. Но перестройка, а потом и развал СССР помешали грандиозным планам – храм был полностью затоплен. Лишь в конце засушливого лета, когда озеро истощается и мелеет, сквозь прозрачную толщу изумрудной воды можно разглядеть руины средневековой базилики.
Гладь Девичьего озера, словно картина художника — приглушенная голубизна неба, насыщенная зелень поросших лесом горных куэст, светлые меловые прогалины известковых склонов и скал, отражаясь в нем словно в зеркале, придают поверхности необыкновенные бархатисто малахитовые тона.
5. Красное озеро. Красноперекопск
Степные пейзажи Северного Крыма украшает мозаика искусственных водоемов. Вода в них окрашена в свой неповторимый оттенок – некоторые «расцвечиваются» по естественным причинам, а другим цветовую пикантность придает промышленность – водоемы используются в качестве отстойников, в которые сливают отработанные стоки местные предприятия. Одно из таких озер, названное Красным, расположено недалеко от Красноперекопска. Вопреки названию вода в нем играет различными оттенками синего, зеленого, бирюзового. Вытянутый водоем, имеющий в длину 13, а в ширину 2,5 километра, разделен на две части земляной дамбой. Его северная половина является накопителем-испарителем промышленных сливов, а южная оборудована для отдыха. Именно на ее берегах находится любимый пляж жителей Красноперекопска.
Красное озеро подпитывается влагой, которая просачивается из Северо-Крымского канала. В период с 2014 по 2022 год из-за отсутствия воды в канале, озеро потеряло свою былую площадь, но тем не менее осталось по-прежнему красивым. Особенно вечером, когда насыщенный синий превращается сначала в янтарно-желтый, затем переходит в алый и глубокий бардовый, перекатываясь сразу после заката в чернильно-чугунный. Вполне возможно, рубиновые оттенки отраженной зари и дали водоему столь противоречивое имя. Фрагмент статьи из выпуска №33.
6. Сасык-Сиваш
Сасык-Сиваш — самое большое озеро в Крыму, площадь его зеркала 75,3 кв.км. Водоём напоминает гигантскую руку, протянувшуюся из Каламитского залива, и вонзившую свои пять пальцев-лиманов в приморскую сухую степь между Евпаторией и Саками. Около трех тысяч лет назад «рука» была отсечена от материнского залива песчано-гравийной пересыпью длиной 13 км.
У Сасык-Сиваша пять лиманов — Караимский, Мамайский, Тюменский, Богайский, Кара-Тобекский. Удивительно то, что водоёмы подпитываются пресноводными ключами, которые бьют прямо со дна озера и лиманов! В незапамятные времена на озере гнездились огромные стаи розовых фламинго. Обширные солончаки и непролазная липкая грязь – идеальные условия для этих сказочных птиц. Увы, сейчас фламинго здесь не увидишь. Но каждое лето озеро словно бы вспоминает о них, и…само становится розовым! А к июлю-августу приобретает словно марсианские оранжево-алые цвета. Ученые объясняют розовый цвет Сасык-Сиваша прозаичным явлением: тепло и соленая вода вместе дают жизнь водоросли, богатой каротином, который окрашивает в оранжевые и красные цвета все, в чем он содержится. Фрагмент обзорной исторической статьи из выпуска №20.
7. Донузлав. Черноморский район
Донузлав – одно из самых древних и глубоких озер Тавриды. Имея внушительные размеры, подобно норвежским фьордам оно врезается в сушу примерно на 30 километров, отделяя Тарханкутский полуостров от остального Крыма. По своей форме озеро напоминает реку. Да и берега его местами высокие и обрывистые, как у реки – 7–10 метров, иногда доходят и до 25-ти. По одной из версий Донузлав действительно когда-то был рекой, впадавшей в море. По другой версии, он изначально был морским заливом. Но со временем образовалась песчаная пересыпь, и Донузлав замкнулся, превратившись в гигантское озеро. Единого мнения о том, когда образовалась пересыпь, у историков тоже нет. Одни считают, что Донузлав отделился от моря задолго до античного периода. Другие уверены – связь залива с морем существовала ещё в средневековье, по крайней мере, на венецианских и генуэзских картах Донузлав изображается в виде впадающей в море реки.
Сейчас трудно поверить, но когда-то вокруг озера шелестел листьями дремучий лес с грозными обитателями – дикими кабанами. Поэтому многие историки уверяют,- «Донузлав» переводится с тюркского, как «свиное болото» («домуз» – свинья, кабан, «лав» – грязный берег, болото). Максимальная глубина Донузлава – 27 метров, длина – 30 км, общая площадь – 47 кв. км. Фрагмент статьи из выпуска №19.
8. Кояшское озеро. Опукский заповедник
Кояшское озеро находится в крайней восточной части Крыма, на территории заповедника Опук. Площадь озера 500 гектаров, средняя глубина — всего 60 см. Оно образовалось на месте морского залива и отделяется от Черного моря песчаной пересыпью. В котловине озера находятся огромные запасы целебных грязей. Быть бы здесь лечебнице, если б не строгий заповедный статус этой территории — сегодня попасть на Опук довольно сложно.
В античные времена и в средневековье здесь добывали соль. Кояшское озеро самое соленое из всех крымских — 350 граммов соли на литр воды. В засушливое время соль приобретает красноватый цвет и приятный парфюмерный запах, это происходит из-за бактерий, которые здесь живут. В конце жаркого лета все, что оказалось в озере — камни и степные растения, — обрастают причудливыми кристаллами соли. Когда часть озера пересыхает, оголившееся дно покрывается соленой коркой. Возникает ощущение, что ты находишься где-то на Северном полюсе, а вокруг все белым-бело, искрится снег… Только почему-то жарко очень. Когда солевая рапа достигает необходимой концентрации, соль выпадает на дно озера, где под прозрачной розовой водой искрятся и переливаются бриллиантовой россыпью ее крупные кристаллы, будто чудесный ковер, сотканный руками волшебницы.
Чем выше становится концентрация соли в озере, тем меньше там остается живых существ. В этом насыщенном растворе выжить могут немногие. В таких водах в основном обитают одноклеточные подвижные зеленые водоросли. Они играют большую роль в жизни соленых водоемов, участвуют в процессе образования лечебных грязей.
В Кояшском озере растет дюналиелла — микроскопическая одноклеточная подвижная водоросль, в составе ее клеток содержится красный пигмент β-каротин. Он-то и придает соли характерную окраску — от розовой до красной. Но самый интересный обитатель Кояшского озера — это рачок артемия. Его огромные колонии тоже придают воде розовый цвет. Можно только удивляться, как эти нежные создания противостоят едкому соленому раствору, в котором обитают. Этот мельчайший зоопланктон служит кормом для многих видов чаек, куликов и уток, гнездящихся здесь. Рачок очень интересен и как уникальный живой организм нашей планеты. Всего известно около 10 видов артемий, обитающих по всему земному шару. Не имея никаких анатомических, поведенческих или других защитных механизмов, этот рачок благодаря способности жить и развиваться в среде, совершенно непригодной для его врагов и конкурентов, получает надежную экологическую защиту. Окраска артемии зависит от пищи и концентрации растворенного в воде кислорода и меняется от зеленоватой до ярко-красной. Галобактерии, которыми питается рачок, содержат много каротиноидных пигментов, которые придает колониям розовую и красную окраску.
9. Озеро Чокрак. Керченский полуостров
Озеро находится на севере Керченского полуострова. Узкая песчаная пересыпь отделяет его от бухты Морской пехоты Азовского моря. К востоку от Чокрака расположен населённый пункт Курортное (Мама Русская), к западу – Караларский ландшафтный парк.
…Тысячи лет назад от этого берега отступило море, оставив в вогнутой котловине частицу себя. В результате испарения его воды превратились в рапу – крепкий соляной раствор, а дно образовавшегося озера составили целебные илистые отложения, выброшенные грязевыми вулканами с 10-километровой глубины. В Чокрак впадают и сероводородные источники, которые приносят из недр Земли не только растворённый газ, но и различные минеральные соединения. Также озеро подпитывается водой из Азовского моря, родников и ручьев, стекающих весной по балкам с близлежащих холмов. Имеется здесь и источник питьевой минеральной воды.
Площадь зеркала озера – 8,5 км², а водосборного бассейна– 74 км². Длина – 4,1 км, средняя ширина – 1,9 км, наибольшая – 3,6 км. Средняя глубина – 0,85 м, наибольшая – 1,5 м. Название Чокрак в переводе с крымскотатарского означает «родник, источник».
Краевед Василий Кондараки упоминал, что местные татары пользовались грязью «только при ломоте и сведении членов. По преданию, сохранившемуся у них, свойства эти случайно открыты каким-то калекою, застрявшим в них при переходе и совершенно выздоровевшим, когда его вытащили на третий день».
Образовавшиеся в озере пласты минеральных отложений врач Владимир Корсаков описывал так: «Первый большой слой листоватоообразной глины серого и серовато-беловатого цвета. Второй слой от 6–10 вершков толщины отвердевшей глины цвета серого и серовато-голубого. Третий слой – рыхлистый известняк, четвёртый – песчаные породы, наполненные полупрозрачным гипсом, пятый – рухляк серый, затем идут известняки разных сортов, наполненные мелкими раковинами». В воде с такой концентрацией минералов трудно существовать живым организмам. В озере, подчёркивал доктор Корсаков, не водится ни рыб, ни раков, но временами появляется множество мелких рачков. А кроме того, там развиваются бактерии, вырабатывающие каратиноиды, те самые, что придают многим крымским озёрам красноватые оттенки. Чокрак никогда не бывает таким же ярким, как Сасык-Сиваш, но бледно-розовым, а то и нежно-сиреневым запросто! Фрагмент большой обзорной статьи из Альманаха «Полуостров сокровищ», №2.
10. Озеро у подножия Шаан-Каи
Почти в самом начале маршрута вам встретится небольшое прелестное озерцо, водную гладь которого украшают нежные цветы водяной лилии. В диаметре оно всего около полусотни метров, большей частью скрытое деревьями и камышом. С одной стороны озера возвышается каменная глыба, на которую с берега перекинута хрупкая деревянная лестница.
Следует отметить, что в этой части горного Крыма воды немного. Но от Шаан-Каи и с Айпетринской яйлы вниз все же сбегает несколько ручьев. Как объясняет наш геолог Анатолий Пасынков, крымские горы – это огромные аккумуляторы влаги. В них множество карстовых воронок, трещин, проникающих вглубь массива. Словно в пористой губке в них скапливается вода и затем транзитом переправляется вниз. Во впадинах она выходит на поверхность звонкими родниками с чистейшей ледяной водой. Большая часть источников закрыта каптажными системами, и вода по трубам отводится для снабжения близлежащих поселков и пансионатов. На других ручьях возведены земляные дамбы, образовавшие небольшие пруды. Фрагмент статьи из выпуска №22.
Дорогие читатели! Просим вас заглянуть в наш КИОСК, в нем пока имеются некоторые выпуски из редакционной коллекции.