Надежда Прокофьевна Суслова родилась 1 (13) сентября 1843 г. в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Дочь бывшего крепостного (получившего вольную и ставшего владельцем ситцебумажной фабрики) с юных лет увлеклась физиологией. В начале 1860-х гг. она стала посещать лекции в Петербургской Медико-хирургической академии (после 1861 г. наступила некоторая демократизация высшего образования).
В то время женщине в России стать доктором было невозможно в принципе. Женщинам запрещалось посещать лекции в университетах. Однако два известных эскулапа, Сеченов и Боткин, на свой страх и риск позволили троим девицам присутствовать в аудитории. Среди них была и Суслова.
Наблюдавшая за Сусловой русская писательница гражданская жена Н.А. Некрасова Авдотья Панаева, свидетельствовала: «Она резко отличалась от других тогдашних барышень, которые тоже посещали лекции в университете и в медицинской академии. В её манерах и разговоре не было кичливого хвастовства своими знаниями и того смешного презрения, с каким относились они к другим женщинам, не посещавшим лекций. Видно было по энергичному и умному выражению лица молодой Сусловой, что она не из пустого тщеславия прослыть современной передовой барышней занялась медициной, а с разумной целью, и серьезно относилась к своим занятиям».
В 1863 г. доступ в академию для женщин вновь был закрыт, и Надежда продолжила образование в Швейцарии, где закончила медицинский факультет Цюрихского университета. Здесь в конце 1867 г. она защитила докторскую диссертацию, подготовленную под руководством И. М. Сеченова, который выразил надежду, что Суслова «получит возможность найти применение своим знаниям в собственном отечестве». Но такого шанса ей не дали даже после того, как Надежда подтвердила на родине докторскую степень. Несмотря на то, что в июле 1868 г. в «Журнале комитета министров» было опубликовано сообщение о том, что Сусловой предоставлены права свободно практикующего врача, ни к преподавательской, ни к научной деятельности она не была допущена. Оставалось два пути: уехать в Европу и там заниматься наукой или остаться в России, довольствуясь скромной должностью практикующего врача. Суслова, не задумываясь, выбрала второе. И стала единственной в Петербурге, женщиной, занимающейся врачебной практикой. При ее участии прогрессивная интеллигенция добилась открытия в 1872 г. пятигодичных курсов по подготовке «ученых акушерок», получивших в 1897 г. статус медицинского института.
В 1892 г. Надежда Суслова переехала на постоянное жительство в имение в Профессорском уголке близ Алушты, которое ранее приобрел её муж — профессор гистологии А. Е. Голубев. Здесь она официально не занималась врачебной практикой, но никогда не отказывала в медицинской помощи жителям окрестных деревень, из которых выстраивалась целая очередь к кабинету доброго доктора. Лекарства по её рецептам в алуштинской аптеке отпускались бесплатно – она сама расплачивалась за пациентов, стремясь облегчить участь людей, ставших её земляками. Этим её благотворительность не ограничивалась. Надежда Прокофьевна пожертвовала крупную сумму на строительство гимназии в Алуште, а для сельских детей устроила школу в своём имении. Поддерживала материально пострадавших в русско-японской войне. Провинция не сделала её затворницей: она живо интересовалась, как обстоят дела в Петербурге и в Москве с женским образованием. Была счастлива, узнав, что в России насчитывалось уже почти 550 женщин-врачей.

Надежда Прокофьевна Суслова
Суслова находилась в первых рядах прогрессивного движения за эмансипацию женщин, входила в круг передовой интеллигенции своего времени, выступала со статьями в медицинских и литературных журналах. Два ее рассказа были опубликованы в журнале «Современник». Она сотрудничала с «Отечественными записками», была знакома с А. И. Герценом, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Ф. М. Достоевским, Н. А. Некрасовым.
Фёдор Достоевский был близким другом Надежды Сусловой, в своём «Дневнике писателя» за 1876 год он с чувством глубокого уважения писал о ней: «Она твёрдо объявила своё желание участвовать в общем деле и приступила к нему не только бескорыстно, но и самоотверженно… В жажде высшего образования она проявила серьёзность, терпение и представила пример величайшего мужества».
Испытав все тяготы Гражданской войны, голод и лишения, Надежда Прокофьевна умерла в нищете 20 апреля 1918 г. Свои медицинские инструменты, лекарства и библиотеку врач завещала лечебным учреждениям. Похоронена Надежда Суслова на территории нынешнего села Лазурное под Алуштой.
Автор: Игорь Пасечников

Памятник Надежде Сусловой в Алуште на аллее городской больницы.