Пасечные хозяйства в этих местах никогда не были широко распространены, а обобщение образа пчелы-собирательницы и города, соединяющего транспортные пути, появилось лишь в эпоху «развитого социализма» (тогда же, кстати, и появился популярный неверный перевод слова «Симферополь», как «город-собиратель»). Так что же всё-таки хотел передать светлейший князь в этом символе центра российской Тавриды? А ответ оказывается прост – пчелы, улей и надпись «Полезное» — ни что иное, как личный девиз-герб самой Екатерины II. Эта эмблема встречается на многих личных вещах императрицы, хранящихся в Эрмитаже: печать, табакерки, фишки, жетоны и др.
О своем личном гербе царица упоминала и в переписке с Вольтером за 1765 г.: «Мой девиз – летающие от растения к растению пчелы, собирающие свой первый мед, и носящие его в улей, что является полезным». Более того, императрица даже разрешила использовать свой личный символ Вольному экономическому обществу (действует по сей день). Таким образом, герб Симферополя, предложенный Потёмкиным, равно как и перевод названия города («Город пользы» или «Пользоград») — зашифрованный памятник императрице Екатерине Великой – основательнице новой столицы Крыма. Именно так светлейший князь (вероятно, по совету приближенного к Екатерине архиепископа Евгения Булгариса) решил запечатлеть в веках имя и деятельность своей возлюбленной. И хотя его проект так и не был окончательно утвержден, пчела, как символ города, до сих красуется на его гербе и флаге.
Игорь Пасечников