Осторожно! Идет фотоохота!

Мы, современники эпохи высоких информационных технологий, избалованные их высококачественным и легкодоступным ресурсом, порой любуясь фотографией редкой яркой птицы, даже и не задумываемся – как мог получиться такой снимок? Ведь беспокойные пернатые позировать не спешат, и многих из них даже увидеть – удача редкая. Эти поразительные мгновения встречи с животными дарят нам особенные люди – фотографы-анималисты. Своими секретами с «Полуостровом сокровищ» делятся признанные крымские фотоохотники – супруги Татьяна и Дмитрий Жеребцовы.

Предлагаем вам яркое интервью с нашими друзьями, которые сумели найти тонкий подход к тайнам живой природы Крыма.

GekaXMARGb0

ПС: – У каждого фотографа есть свои фавориты, какие пернатые «фотомодели» ваши любимчики? 

Татьяна: – Наверное, домовый сыч. Обожаю эту птицу, за ней интересно наблюдать. В поведении они такие непредсказуемые – настоящие холерики, очень беспокойные, с забавными ужимками. Выражение «лица» у сычей настороженное и недовольное, но в душе они белые и пушистые. Мы их часто находили в карьерах или заброшенных зданиях. Но чтобы увидеть их, надо очень постараться. Любят сычики всякие ниши, выемки, пазы во всех мыслимых и немыслимых местах. Главное не вспугнуть его раньше времени. Ты еще не знаешь о его присутствии, а он глазастый, уже давно за тобой наблюдает.

FUKujiuEOpg

ПС: – Я так понимаю, чтобы «дотянуться» до моделей высокого полета, фототехники недостаточно. У вас наверняка имеется арсенал всевозможных уловок и маскировочных приспособлений?   

Дмитрий: – Да, полная машина – палатки, маскировочные сетки и костюмы. У нас есть наряд  лешего, сплетенный из свисающих волокон, утыканный ветками и растительной ветошью. Хотя для самых сложных пернатых «фотомоделей», например хищников,  нужна не экипировка. В этом случае мы строим стационар – маленькую будку, которая долго стоит в одном месте, чтобы птицы к нему привыкали. Дальше в ход идут другие хитрости: рядом с домиком мы устанавливаем муляж объектива и подвешиваем две пластиковые бутылки, от порывов ветра они стучат друг о друга. Через некоторое время (от недели до двух месяцев) в домике «обживается» Таня с фотоаппаратом. Вместо муляжа ставится настоящий объектив, а благодаря пластиковым бутылкам птицы уже не боятся щелчков затвора.

ПС: – И вы сидите, не шелохнувшись?

Татьяна: – Да, тут нужно безграничное терпение. Телефон в беззвучном режиме, общаемся только смс-сообщениями. Дима, который издалека наблюдает в бинокль за обстановкой, пишет: «Летят грифы с северной стороны», и я уже готова снимать. Зачастую в засидку нужно заходить до рассвета, а выходить желательно после заката, когда разлетятся птицы. Бывало, что приходилось и ночевать в замаскированном шалаше. При этом к каждой птице нужен свой подход. Ты можешь, как угодно замаскироваться, идеально подготовиться, но одно неосторожное движение – и все насмарку.

DE6tEEwsxjM

ПС: – Я видела у вас серию роскошных снимков крупных пернатых хищников. Как вам удалось провести такую фотосессию?

Дмитрий: – Да, мы снимали грифов и белоголовых сипов. На это у нас ушло три года. С ними невероятно сложно работать. Грифы и сипы очень осторожны. Для того, что принимать их, в первую очередь, нужно «обмануть» ворона. Мудрая птица пользуется авторитетом у грифов, и они полностью доверяют ей. Как правило, зоркий ворон первым прилетает на прикормку, и только если он не видит опасности, садится на землю и приступает к трапезе. Исключительно после такой разведки к еде подлетают наблюдающие с высоты сипы и грифы. Даже идеально замаскировавшись, обмануть ворона невозможно. Он знает, что ты есть. Ворон все слышит и видит. Щелчок фотоаппарата, незначительное движение объектива – ничего не ускользнет от бдительного ворона.

TjoVtjoo9SM

8ik2Wj2iCBw

ПС: – И как вам удалось перехитрить ворона?

Татьяна:  Перехитрить не удалось, зато получилось втереться в доверие. Два года мы ездили к этому месту. За это время птицы поняли, что мы неопасны, и к нам просто привыкли. Они даже машину нашу узнавали. Мы всегда привозили мясо, в основном потроха. Подъезжали, выкладывали еду и терпеливо ждали. Через полчаса к прикормке подлетал ворон, вслед за ним к трапезе приступали грифы и сипы. Каждый раз мы выкладывали по 100 килограммов мяса, и когда прилетали грифы и сипы, уже за 20 минут не оставалось ни грамма. Мощные птицы стремительно и шумно всей массой падали на землю – такое ощущение, будто булыжник с неба летит. Один, второй, третий. Максимально в этой увлекательной фотосессии принимали участие до 20 сипов и грифов. Все вместе они даже в кадр не влезали. Ощущения непередаваемые, ты просто смотришь и понимаешь, что сейчас здесь будет происходить нечто поразительное. Успевай только щелкать. Во время «фуршета» все время что-то происходит: кто-то пытается отобрать кусок мяса, другой отгоняет от своей зоны соседа, третий с остервенением разрывает потроха своим мощным клювом. Эта картина запоминается навсегда.

Лилия Грант, фото: Татьяна и Дмитрий Жеребцовы

Интервью полностью вы можете прочесть в бумажной версии «Полуострова сокровищ», №23. Заказать выпуск можно ЗДЕСЬ!