«Полуостров сокровищ», №35. 2018 год.

Финальный, 35-й выпуск «Полуострова сокровищ» получился зрелым, самодостаточным, полностью сформировавшимся, с собственным стилем и богатым внутренним миром, то есть уже имеющим все качества, свойственные человеку в 35 лет. Предлагаем вашему вниманию наш последний номер, традиционно наполненный качественными материалами, подготовленными большим и дружным коллективом «Полуострова сокровищ» – авторами, учеными, фотографами и дизайнерами.

  • Выпуск открывает продолжение нашего «шпионского» сериала – четвертая часть путевых заметок англичанина Эдмунда Спенсера.

В этот раз специально для «Полуострова сокровищ» были переведены его воспоминания о крымской степи. Тщательно подобранное одеяние и обветренное загорелое в странствиях лицо позволяли ему почти полностью слиться с местными обитателями и подробно изучить их быт, образ мыслей и тайные устремления. Опубликованные по окончании длительного вояжа заметки носили в то время откровенно шпионский характер, но в наши дни они весьма интересны как для историков, исследующих культуру и традиции народов полуострова, так и для просто любознательных читателей.

  • ТОП-10 археологических находок на трассе «Таврида».

Сложно сказать, сколько времени уйдет у археологов на то, чтобы описать и, как принято говорить, «ввести в научный оборот» все обнаруженное на участках строящейся федеральной трассы «Таврида». На начало этого года «урожай» артефактов оценивался уже в «более чем 80 тысяч». Сегодня, с учетом работ на севастопольском участке, их, конечно, намного больше. Значительная часть находок – так называемый «массовый материал», представляющий собой своего рода фрагменты мозаики, дополняющие знания о прошлом. Немало и уникальных артефактов, значение которых еще предстоит оценить.

  • Царские рыбы

Высоко в Крымских горах, вблизи истока реки Альма в середине ХХ века появился каскад из 17 прудов примерно одинаковых размеров и форм. В одних из них лениво и вальяжно плавают большие изумрудно-золотистые рыбины с красными крапинками на боках – это маточное поголовье. В других живет товарная рыба и так называемый «подтоварник» – молодые особи среднего размера. В третьих – и вовсе «мелочь пузатая». Для представителей каждого возраста и размера здесь предназначен собственный пруд, иначе кто-то останется голодным во время кормежки, а кому-то и хвост могут потрепать. Совсем мелкие мальки рискуют стать «обедом» самых крупных особей. И вся эта рыбья карусель именуется форельным хозяйством. Читайте увлекательный материал об истории форелевого хозяйства Крымского природного заповедника.

  • Дворец Кичкине

Каким рисует воображение дом офицера-кавалериста, да к тому же убежденного холостяка? Скорее всего, никак не воздушно-кружевным замком, перекочевавшим прямиком из восточной сказки. А именно таким и предстает взору случайных посетителей миниатюрный дворец Кичкине, словно зависший в воздухе над скальным обрывом недалеко от мыса Ай-Тодор. Необычное имение семейства Романовых в Крыму, оно стало домом для самых близких, для души.

  • Ангелы-хранители в белых халатах

В мирное время трудно даже представить, что ад реально существует, и, когда ранним утром 22 июня 1941 года началось фашистское вторжение, многие не могли поверить в услышанное. Севастополь первым принял удар врага. Последующие 250 дней обороны стратегически важной военно-морской базы обернулись ужасающей трагедией – гибелью около 150 тысяч человек. В условиях отсутствия воды, боеприпасов и медикаментов защитники Севастополя буквально голыми руками вели отчаянное сопротивление фашистам. Их самоотверженно поддерживали врачи, медсестры, санитарки. В те трагические июльские дни 1942 года каждый из них совершал невозможное.

  • Каменный медведь полуострова

Обзорная всесторонняя статья об Аю-Даге, подготовленная большой командой. В работе над материалом принимали участие и геологи и археологи и биологи, а еще два талантливых автора, пять фотографов и один дизайнер. В итоге получилась великолепная, роскошно иллюстрированная статья о легендарном нашем каменном медведе. Что символично – статья об Аю-Даге была и в первом, пилотном номере «Полуострова сокровищ», и в последнем выпуске. Те, у кого в домашней коллекции пылится «наш первенец» с оранжевой обложкой, смогут увидеть «эволюцию» журнала по этим двум «медвежьим» статьям.

  • Митридатская лестница

Каждый год с 1973-го 8 мая, лишь стемнеет, на черный склон горы, по лестнице, течет вспять огненная река, как должно быть по древней эллинской традиции и тысячи лет назад – с факелами в руках идут горожане почтить память своих героических предков. Эту величественную феерию нужно даже не увидеть в «Ютубе» или на экране телевизора, а пережить, чтобы оценить по достоинству. Есть в ней что-то большее, чем драматическое торжество, нечто поистине мистическое, вроде такого себе ежегодного пробуждения самого духа города-героя.

  • Скалы, овеянные легендами

«Не смотри, что камни большие. Наверное, и люди раньше были такие громадные, что самый крупный камень в их руках как яблоко был. Спроси меня: за камнями кто жил? За камнями жил бей. Имя его никто в народе не помнит. А зачем оно?» Так начинается одна из крымских легенд. Камни и скалы, напоминающие людей и животных, очертания предметов – все они в разное время становились героями народных преданий. У каждого из них – своя фольклорная судьба, зависящая, в первую очередь, от… «публичности». Если утес или просто приметный камень располагались вблизи от селений либо дорог – известность им была обеспечена.

  • СТАРЫЙ КРЫМ. Город 22 имен

В золотоордынские времена Солхат был единственным на полуострове «пунктом растоможки». Здесь жил наместник, собирающий налоги. Причем не только с территории самого Крыма, но и прилегающих земель, в том числе Приазовья и Причерноморья, вплоть до литовских владений. Часть налогов он оставлял в городе, остальное отправлял в центр – в Поволжье.

«Социальная структура золотоордынского Солхата нам понятна. Было сословие богатых и знати, были воины, были купцы и ремесленники. Вокруг города, под его стенами жили «дети сезонного кочевания», которые, скорее всего, промышляли торговлей. Они приходили сюда на зимовку, а в летнее время отправлялись дальше в степь».

Эмиль Сейдалиев, кандидат исторических наук

  • Женщина, знай свое место!

Археология – наше все! Интереснейший материал о нелегкой участи женщин, живших тысячелетия назад, подготовленный совместно с нашими уважаемыми экспертами в области археологии.

Погребения женщин условного среднего класса стандартны: для них обустраивали склепы и оставляли там обычный набор вещей, который требовался в загробной жизни. Золотые украшения – скорее исключение из правил, и по ним можно судить только о том, что семья была достаточно обеспеченной. Имелись ли в этом обществе женщины с особым статусом? Безусловно, да. К таковым можно отнести жриц, знахарок, травниц. Скорее всего, три «профессии» объединялись в одну. Лечение считалось тоже своего рода таинством, и его успех зависел от благосклонности богов и добрых духов. Возможно, все эти колдуньи, жрицы, знахарки составляли особый социальный пласт, который в значительной степени был «прикреплен» к знати. Ведь они имели заметное влияние на общество, и социальная верхушка это использовала. Да и сами представители элит тоже болели и в покровительстве высших сил нуждались не меньше, чем их менее именитые сограждане.

  • Под симеизскими звездами

У богатых свои причуды, и хорошо, если они благородные, возвышающие душу или приумножающие знания. Николай Сергеевич Мальцов был именно из тех состоятельных чудаков, которые не жалели денег на предметы не вполне материалистические, заведомо не сулившие доходов, но позволявшие открыть что-то новое. Его страстью была астрономия. Сияющие над головой в ночном небе светила не давали покоя успешного промышленнику. Будучи человеком щедрым, он вскоре широким жестом передал основанную им частную обсерваторию в маленьком южнобережном поселке, Симеизе, знаменитой Пулковской. За это его удостоили звания почетного члена Российской императорской академии наук.

  • ТОП-10 крепостей Крыма

Со склонов холмов их полуразрушенные башни неутомимыми дозорными несут свою вечную службу, нависая над горными долинами и волнами Черного моря. Их потаенные ходы, вырубленные в камне столетия назад, переплетаются в недрах скал. Осыпающиеся оборонительные стены, будто миражем манят сквозь лесную чащу, постепенно утопая в объятиях плюща. Это – крепости Крыма, пока еще живые свидетели многовековой истории полуострова.

  • Бабочки-осы со «стеклянными» крыльями

Если вас попросят назвать насекомое с четырьмя прозрачными крыльями, черными усиками и изящным узким брюшком с черными и желтыми поперечными поясками, то вы, конечно, скажете, что это оса. А вот и необязательно. Точно так выглядят некоторые бабочки-стеклянницы. Эти удивительные существа в процессе эволюции научились настолько подражать осам, что даже в полете издают совершенно такое же жужжание. Это нужно беззащитным бабочкам для того, чтобы враги побаивались их, принимая за способных больно ужалить ос. Подобные уловки распространены среди живых организмов и по-научному называются «мимикрия». Бабочки, относящиеся к семейству Стеклянниц, а их только в Крыму более тридцати видов, получили такое имя за стеклянно-прозрачные крылья. Большинство из них летают, как и осы, днем, а иначе весь «маскарад» не имел бы смысла.

  • «Морской гранит» из Крыма

Любопытный рассказ о том, как камень, специально привезенный из Крыма в Москву для его установки на могиле Николая Гоголя, позже стал надгробием для другого известного писателя.

А также в этом номере не менее интересные зарисовки о гротах и пещерах с «лисьими» названиями и «лошадиной лихорадке».

Читайте и наслаждайтесь!

  1. И всё же я верю, что это не последний выпуск журнала. пройдет время и он снова возродится, как Феникс из пепла.

    Нравится

Обсуждение закрыто.