Старая крепость
Такие горы называют столовыми – из-за отвесных обрывов, окаймляющих широкое плато на вершине. Вот она вздымается ввысь, украшенная пышными шапками зелени. Темные пятна аккуратно врубленных в скалу пещер на светлом желтоватом известняке видны издалека. Местами они напоминают двухэтажные дома, где-то соединены вытесанными в камне ступеньками, кое-где образуют подобие улиц.
«Недалеко от Манкопии и Черкесигермена, турецкой крепости, новой и названной от имени «Черкес», расположены древняя крепость и город, но ни турки, ни татары, ни даже сами греки не знают ее имени, вследствие ее необычайной древности. В каменистой горе находятся дивным образом иссеченные в камне дома», – записал в своих путевых заметках в 1578 году дипломат Мартин Броневский, который прибыл в Крым в свите польского посла. Манкопия – это Мангуп, а Черкесигермен – небольшое селение Черкес-Кермен у подножия горы. Дипломат описывал «пещерный город» менее чем через три столетия после того, как в нем прекратилась жизнь. Местные жители именовали его Эски-Кермен – старая крепость, иногда – Черкес-Кермен, связывая с селением, которое, вероятно, существовало еще в те времена, когда на плато жили люди, и исчезло только в конце 70-х годов прошлого века.


…Представьте, что вы оказались в средневековом Крыму и выбираете место для строительства жилища. Защищенное от ветра и холода, чтобы рядом был источник воды, желательно – «стройматериалы» под боком: если не удобный для ломки камень, то хотя бы глина для изготовления самана. Ну, и достаточное количество свободной земли для посевов и выпаса скота. Плато Эски-Кермен большинству этих критериев не соответствует, разве что материала для строительства хватает. Все необходимое для жизни – от воды до плодов сельскохозяйственного производства – надо тащить в гору. И все же плато было заселено. Главный его плюс – неприступность и широкий обзор окрестностей, это идеальное место для крепости, преграды на пути завоевателей. В предгорном Крыму существовала целая система укреплений, построенных при поддержке Византийской империи. Об их стены разбивались волны завоевателей, приходивших из степей. Благодаря таким крепостям искатели военной добычи реже добирались до приморских городов, служивших перевалочными пунктами международных торговых путей.
«Время возникновения укрепления установлено довольно точно – конец VI века, – говорит доктор исторических наук Александр Айбабин. – Есть любители рассказывать сказки, уверяющие, что крепость возникла намного раньше. Ссылаются они на известный анонимный документ «Записка готского топарха» – якобы путевые заметки византийского чиновника, в которых упоминается, что он обосновался в горном Крыму, на Эски-Кермене. Но рукопись оказалась фальшивкой. Сомнения в ее подлинности были и ранее, но лет десять назад, благодаря установленному химическим анализом возрасту чернил, они полностью подтвердились. А о том, когда возникла крепость, нам поведали археологические находки». Скорее всего, и окрестности Эски-Кермена до того времени были незаселенными. Кандидат исторических наук Эльзара Хайрединова в одной из своих работ предполагала, что для возведения крепости на плато переселили часть обитателей окрестных поселений. Ими могли быть люди, оставившие могильник в четырех километрах от Эски-Кермена, рядом с современным селом Красный Мак. Самые поздние находки из его погребений датируются концом VI века. Почему-то вдруг там перестали хоронить – не потому ли, что поселение опустело? Окрестности другой неприступной крепости – Мангупа, по меркам средневекового Крыма, в то время заселены были довольно плотно. Наверняка и там находились желающие обосноваться на новом месте.


Крепость возводилась по стандартному для византийских инженеров проекту с удачным использованием местного рельефа. В оборонительную систему вошли и пещерные «башни», в которых прорубили бойницы. А в восточной и западной части плато в скалы «врезали» пещеры-казематы. Враг, решившийся штурмовать крепость с этих сторон, шансов подняться на плато практически не имел.
Страна Дори, Крымская Готия – так называли византийцы эту часть юго-западного Крыма. Сегодня считается, что ее сердцем был Мангуп, с правителями которого могущественная Византия поддерживала дружеские отношения. С ее помощью на удобных плато возникали крепости с искусственными пещерами, такие как Эски-Кермен. Историки предполагают, что население их было смешанным, кроме готов там жили еще и аланы, переселившиеся на полуостров с Северного Кавказа. Скорее всего, именно их останки выделяются среди всех других, обнаруженных на Эски-Кермене: археологи в разное время находили здесь необычные, вытянутые черепа. Сарматы, обосновавшиеся в Крыму на несколько веков раньше, также туго бинтовали головы младенцам, добиваясь по мере взросления такой формы. Антропологи считают, что эта «мода» могла появиться в разных уголках мира и, следуя вместе с переселенцами, перенималась одним народом у другого. Можно предположить, что у жителей «пещерного города» вытянутые головы не были признаком принадлежности к знати, местным «сливкам общества». Деформированные черепа находили и в склепах, и в подбойных могилах, и, судя по погребальному инвентарю, далеко не все из этих людей были состоятельными.
Продолжение статьи об Эски-Кермене читайте в 31-м номере «Полуострова сокровищ»
Автор: Наталья Дрёмова, Фото: Александр Кустовский