Чтобы помнили…

Проезжая мимо типового здания на улице Кечкеметской в Симферополе, не все, возможно, догадываются, что именно здесь находится кладовая крымской истории. Свидетель и непосредственный участник революционных потрясений и гражданской войны – Госархив Крыма – является одним из старейших архивных учреждений, в котором хранятся материалы с XVI века.

Архив подобен дому, в котором живут мысли людей, их память, великие и мелкие дела. Как и любой дом, он требует заботы и любви. Древние манускрипты уязвимы, и чтобы их не утратить, существуют удивительные люди – архивариусы, призвание которых –  трепетно оберегать кладовые человеческой памяти. Один из таких храмов времени находится в Симферополе. Крымский Государственный архив ведет свою историю с 1919 года. Он выжил, пройдя сложные испытания, революции и войны, и все благодаря труду и заботе воодушевленных людей, для которых память  – не просто слово, а важная составляющая цивилизованного мира.

Своему рождению эта организация обязана нескольким энтузиастам: естествоиспытателю Владимиру Вернадскому, его сыну Георгию, ученому Владимиру Обручеву, крымскому историку Арсению Маркевичу, а также академику Борису Грекову.

В 1919 году Наркомат просвещения Крымской ССР утвердил проект устройства Таврического центрального архива. Официальное открытие состоялось 13 июня этого же года, в то время он находился в здании возле железнодорожного техникума. Название одной из ближайших улочек –  Архивный спуск, до сих пор бережет память о том, что здесь когда-то находилось хранилище истории.

В 20-е годы церковь, расположенная на улице Гоголя была закрыта. Ее помещение предоставили для архива. Специально для этих целей в храме был настелен второй этаж, организован читальный зал, где топилась круглая железная печка. Алтарь заняли стеллажи с документами, а окна «украсили» газеты…

К концу июня 1919 года Крым заняли части Добровольческой армии генерала Деникина. Очередная смена власти поставила архив, лишенный финансирования, в критическое положение. После окончательного установления советской власти в Крыму, отдел народного образования поручил Борису Грекову работу по восстановлению хранилища. Оно получило название в духе времени – Крымцентрархив, и поначалу работа его была направлена на сбор документов ликвидированных дореволюционных учреждений. Потери были значительны. В смутные времена ценные бумаги буквально растаскивались для бытовых нужд. В древние рукописи заворачивали рыбу на рынках, растапливали печи в домах. Словом, на останках разрушенного старого мира что есть силы строился новый, в котором «кто был ничем, становился всем».

Однако более страшные испытания предстояли впереди. Наибольший урон был нанесен архиву в годы Великой Отечественной войны. Сначала по распоряжению заместителя наркома внутренних дел СССР были уничтожены и вывезены партийные фонды, а когда Крым оккупировали фашисты, хранилище уже грабили по указанию печально знаменитого айнзацштаба, занимавшегося перемещением культурных ценностей. К началу войны в Крыму сберегалось примерно 600 тысяч документов, а эвакуировать успели три вагона – около 119 тысяч. Но потери архива этим не исчерпывались: отступая, оккупанты подожгли здание, в результате погибло более 117 тысяч единиц хранения – а это важные бумаги за 1916–1938 годы.

Несмотря на ощутимые потери, крымский архив сохранил большое количество редкой документации. Его сотрудники до сих пор делают уникальные находки. Так, однажды в одном из дел XVIII века нашлось гусиное перо со следами чернил, заложенное, по-видимому, писцом. В документах, относящихся к военной реформе позапрошлого века, к указу об образцах одежды для офицеров и солдат были приложены куски сукна. В одной из многочисленных папок хранится «сувенир» конца советской эпохи: архивист, получив зарплату, заложил в одно из дел только что полученные деньги и, наверное, забыл куда именно…

архив3

Архивное дело зародилось в связи с необходимостью накопления, систематизации и сбережения различных данных. История архивов начинается параллельно с появлением письменности. Первыми носителями информации были камни, дощечки, папирусы…

Много интересного хранится на архивных полках. К самым ценным свидетельствам относят автографы флотоводца Федора Ушакова, актера Михаила Щепкина, изобретателя Ивана Кулибина, художника и поэта Максимилиана Волошина, аттестат зрелости знаменитого физика Игоря Курчатова, учившегося в Симферополе. Есть здесь и письмо Федора Достоевского, адресованное первой в России женщине-врачу Надежде Сусловой-Голубевой.

Чтобы сохранить для нас и наших потомков исторические сокровища, в архиве работает команда профессионалов. Многие сотрудники посвятили любимому делу всю свою жизнь. Здесь можно встретить целые семейные династии!

Труд архивистов не так прост, как может показаться. В их задачу входит не только собирание и хранение документов, но и их реставрация. В специальной лаборатории ветхим бумагам дают вторую, а то и третью жизнь. В некоторых из них записи полностью утрачены. «Чернила подкачали», – сетуют сотрудники. Оказывается, более старые орешковые чернила – самые долговечные и не выгорающие. А изготавливали их из «орешков» – круглых наростов на листьях дуба, рябины и других деревьев, образовавшихся от того, что маленькая мушка откладывала на них яйца. Эту красящую жидкость даже жучок не решается есть! Бумагу жует, не тронув чернил, выводя таким образом «кружева» из текста. И такие вот «произведения», готовые рассыпаться в любой момент, нужно как-то сохранять. Вот архивисты и стараются изо дня в день, переплетая и подшивая нашу историю.

_DSC8785

Соприкоснуться со старинными экземплярами можно в читальном зале. Его двери открыты для любого желающего. Предметы хранения выдаются бесплатно. Кстати, поисковая система в архиве ведется по старинке – вручную. Поэтому, чтобы найти нужный документ необходимо изрядно потрудиться. Между прочим, некоторые дела весят по 4–5 кг. В одном может быть одна страница, в другом – больше тысячи листов. Иногда нужно прочитать целый том, исписанный неразборчивым почерком. Сотрудники архива, работающие в нем не первый год, без проблем расшифровывают самые сложные «клинописи», которые для простых людей –  китайская грамота. Однако большая часть бумаг написана идеальным почерком. В эпоху, когда печатных машинок и компьютеров не было, искусство каллиграфии было в большом почете.

_DSC8784

Основные посетители архива – историки, краеведы и ученые, а также люди, интересующиеся своей родословной. Восстановление генеалогического древа – дело нынче модное, поэтому желающих «покопаться» в прошлом появляется все больше и больше. Найти информацию о том или ином человеке, бывает не так просто. Собирается она буквально по крупицам. Основными источниками служат метрические книги, ревизские сказки, исповедальные ведомости, а в качестве вспомогательных – используются послужные списки, клировые, рекрутские ведомости и другие документы.

Главный специалист государственного архива Крыма Татьяна Владимировна Соболевская, проработавшая в его стенах 21 год, с энтузиазмом рассказала, что периодически приходят запросы от всевозможных искателей «голубых кровей», людей, желающих подтвердить свое предполагаемое дворянское происхождение или право на землю. Некоторые из них руководствуются не желанием восстановить родословную, а банальной корыстью. Таким, как правило, не везет. «Если человек хороший и намерения у него благородные, а информация, которую он запрашивает, ему жизненно необходима, то она обязательно найдется! Если же человек вредный, жалобщик и хочет обмануть государство – обнаружится, что он не имеет права на то, что доказывает», – поделилась Татьяна Владимировна. Словом, мистика, да и только!

_DSC8726.jpg

В русском законодательстве название «архив» появилось при императоре Петре I, но понятие о сохранении исторически важных документов известно было издавна – с тех пор, как начали распространяться письменные акты, и возник вопрос об их сбережении. Первоначально юридические сделки оформлялись на бересте (наружная часть коры березы), но по настоянию судебных органов вместо дерева стали использовать пергамент, а затем и бумагу. Хранение архивов постепенно становилось жизненной необходимостью: церкви и монастыри стали приютом для массы документов.

Все собрание документов находится в специальном помещении – хранилище, доступ к которому строго ограничен. На входе – табличка: «Осторожно газ!». Документы, составляющие национальный фонд Украины, хранятся на несгораемых стеллажах. Здесь особая зона, все окна затонированы, а лампы одеты в специальные плафоны, смягчающие свет. Специальная система климат-контроля регулирует влажность – не более 80% и не позволяет подниматься температуре выше 16–18 градусов.

Большое помещение, святая святых – хранилище, размером со спортзал, полностью заставлено рядами стеллажей. В одном из отделов сберегаются свидетельства дореволюционного периода. Они представляют для исследователей самый большой интерес. В общем и целом, в Государственном архиве Крыма числится около 7 000 фондов, свыше 1 400 000 документов на бумажной основе, более 4 500 кинодокументов, около 37 800 фотодокументов, почти 600 фонодокументов, 169 видеодокументов. Это настоящая Мекка для историков и краеведов, ведь тут хранятся материалы со времен присоединения Крыма к России и до наших дней. Более ранние документы, датируемые XVI веком, представляют собой ярлыки крымских ханов и ферманы турецких султанов, подтверждавшие имущественные и сословные права крымско-татарской аристократии. Период до 1917 года представлен фондами Таврического областного и губернского правлений, канцелярий Таврического губернатора, городских дум, управ; органов просвещения; научных и культурно-просветительных организаций; учреждений Духовного ведомства…

_DSC8737

В цокольном этаже располагается палата дореволюционных гражданских уголовных дел. Заполненные толстыми папками полки хранят истории о том, как  люди судились, дрались, хулиганили, сбегали от помещиков, били жен, пьянствовали и так далее… По словам сотрудников, это самое загадочное место в здании. Именно здесь случаются необъяснимые таинственные события. Периодически ночные дежурные слышат странные звуки: то шаги им почудятся, то грустные вздохи, а иногда, говорят, кажется, что вдоль стеллажей бегает собака…

Вот так и живут архивисты, окруженные духами и привидениями, и им это нравится!

«Каждое дело – уникальная история, соприкасаясь с которой, будто просматриваешь маленький фильм!», –поделился один из архивных смотрителей. «Мы – хранители сокровищ!», – гордо говорят архивариусы. И глядя, на этих увлеченных своей работой людей, немного завидуешь. Ведь им не нужна машина времени, чтобы в любой момент отправиться в далекое и загадочное прошлое. Достаточно войти в хранилище, открыть какой-нибудь древний том, вдохнуть запах его страниц, прикоснуться к шершавому переплету – и ты уже в другом измерении, в далеком и загадочном мире былого…

 Автор: Елена Митрохина, фото: Наталья Райхель 

Крымский познавательный журнал «Полуостров сокровищ», №12. 

 

  1. Спасибо за статью!

    Я — одна из тех, кто восстанавливает по крупицам свою историю. Как-то не приветствовалось в нашей семье вытаскивать на свет тайны о смутных временах. И самое интересное мы знаем почти тезисно, а ведь жившие в то время люди (мои корни) попали в сложные исторические события.
    Конечно, о характере их мало можно узнать из архива, некоторые факты могли быть и искажены, а каких-то и по сей день невозможно установить. Но это очень интересно — включать собственную машину времени и хотя бы немного прикасаться к священной памяти своих предков.

    Нравится

Обсуждение закрыто.