Шаан-Кая. Путь к морю длиной в миллионы лет

Этому величественному исполину страх неведом – экстремальных и даже катастрофических передряг в его жизни было немало, а хоть бы один каменный мускул дрогнул. Во времена доисторические, около миллиона лет назад, гордый утес, отколовшись от материнского массива, стал медленно ползти навстречу к морю. В давнем и недалеком прошлом ему пришлось пережить землетрясения и пожары, ураганы и наводнения. Он стал Меккой для многих безумцев, которые по своей воле отправляются сюда за дозой адреналина, чтобы бросить вызов птицам и ветру – единственным доселе обитателям этого дикого места.

Первое, что бросается в глаза при встрече с Шаан-Каей – это невероятная ошеломляющая красота ее окрестностей. Неважно, с какой целью вы решите отправиться к ней – пощекотать нервы роуп-джампингом, подняться по альпинистскому маршруту, оценить ущерб от недавнего разрушительного пожара или просто полюбоваться видами – все получите в избытке, а живописнейшие панорамы станут сладкой вишенкой на торте ярких впечатлений.

шаан-кая-1

Фото: Владимир Бочковский

С давних пор одинокая скала имеет несколько названий: Нишан-Кая, Ишан-Кая, Шаан-Кая, Шанкая и созвучное последнему народное название Шанхай… ну, почему бы и нет. Сходство хоть и звуковое, но возможно, и ассоциации с небоскребами китайского мегаполиса сыграли свою роль. И они, и Шаан-Кая имеют схожую высоту в несколько сотен метров. Весь длинный перечень названий – тюркского происхождения, и в переводе может означать несколько вариантов: мишень, знак, метка и соколиная. И все вполне логичны и обоснованы. По утесу действительно можно ориентироваться как по неизменному указателю, а покориться он может лишь соколам. Кстати, об ориентирах: если вы решили совершить путешествие к Шаан-Кае, то начинать его нужно в Алупке от автобусной остановки «Питомник». Асфальтированная дорога быстро заканчивается, и основная часть маршрута проходит по грунтовке, в самом начале вдоль виноградников, а затем через лес. Во время пути вершина скалы будет вашим надежным маяком. Потеряться сложно, дорога то там, то тут разветвляется на несколько дорожек, но Шаан-Кая не даст вам сбиться с пути.

Почти в самом начале маршрута вам встретится небольшое прелестное озерцо, водную гладь которого украшают нежные цветы водяной лилии. В диаметре оно всего около полусотни метров, большей частью скрытое деревьями и камышом. С одной стороны озера возвышается каменная глыба, на которую с берега перекинута хрупкая деревянная лестница.

Следует отметить, что в этой части горного Крыма воды немного. Но от Шаан-Каи и с Ай-Петринской яйлы вниз все же сбегает несколько ручьев. Как объясняет наш геолог Анатолий Пасынков, Крымские горы – это огромные аккумуляторы влаги. В них множество карстовых воронок, трещин, проникающих вглубь массива. Словно в пористой губке в них скапливается вода и затем транзитом переправляется вниз. Во впадинах она выходит на поверхность звонкими родниками с чистейшей ледяной водой. Большая часть источников закрыта каптажными системами, и вода по трубам отводится для снабжения близлежащих поселков и пансионатов. На других ручьях возведены земляные дамбы, образовавшие небольшие пруды.

От озера к подножию Шаан-Каи пешая тропа через лес займет примерно сорок минут. И с каждым шагом скала будет расти все выше и выше. Если вначале вершина почти сливалась с доминирующим массивом Ай-Петри, то с близкого расстояния она выступает огромным небоскребом, возвышающимся над панорамой соседних гор. Над уровнем моря этот «небоскреб» поднялся на 871 метр – около трехсот этажей, превысив на несколько метров знаменитое здание Бурдж-Халифа в Эмиратах. Высота обрыва скалы с отрицательным уклоном более 240 метров – если смотреть на стену снизу от подножия, она закрывает собой почти все небо и кажется абсолютно неприступной. Гигантский скальный навес и является главной особенностью Шаан-Каи.

шаан-кая-4

Фото: Владимир Коноваленко

Величественная монументальная скала вдохновила людей на создание красивых легенд. Давным-давно, в те времена, когда море было чистым, как слезы ребенка, а с высоких Крымских гор стекали не родники, а бурные реки, у подножия одинокой скалы уютно располагалась небольшая деревушка. В одной семье жили мать, отец и сын – скромный юноша по имени Али. Через деревушку проходил неприметный тракт, изредка по нему прокатывались повозки, следующие в близлежащий порт. Однажды в деревне на постой решили остановиться закаленные в боях воины. Почти все население деревни спряталось в горах, и лишь гостеприимная семья Али решила принять путников у себя на ночлег. Среди витязей была девушка – темноволосая и стройная Камилла. Она была столь прекрасна, что юноша влюбился в чужестранку без памяти с первого взгляда. Прошла ночь, наступило утро. Али хотел было просить воинов оставить Камиллу с ним, но ночные гости покинули дом, не простившись, их корабль уходил из порта еще до рассвета. Отчаявшись, юноша взобрался по отвесной скале и стал молить небо, чтобы оно ему даровало крылья сокола, и он мог улететь вслед за любимой. Небеса смилостивились над ним, превратив молодого человека в бесстрашную птицу. Али-сокол расправил огромные крылья и скрылся за горизонтом, где все еще виднелся одинокий парус. Правда ли, сказка ли это древнее предание – никто не скажет, но с тех давних пор высокая скала у южной бровки Крымских гор носит имя Соколиная.

Легенды уводят нас в таинственный мир, в котором правда и вымысел сливаются воедино, и где кроется истина – узнать непросто. Зато в нашей реальной действительности исследователи точно знают историю горы, и что может ждать ее в будущем. Геологическое прошлое Шаан-Каи давно известно ученым. Еще до образования отдельной скалы-великана здесь происходили не менее интересные процессы. Когда будете идти по дороге к Шаан-Кае, внимательно посмотрите под ноги, и если вам повезет, вы встретите кое-что намного старше вас – у подножия горы среди каменных осыпей можно отыскать обломки с отпечатками доисторических существ, обитавших на дне праокеана Тетис. Почти вся Ай-Петринская гряда – это огромный коралловый риф, который продолжает расти со скоростью от 2 до 4 мм в год, а вот шельфовая часть, напротив, опускается. И так как в природе все стремится к равновесию, выступающие части гор, разрываемые противоположными силами, норовят отколоться и устремиться к морю. Называют такие гигантские осколки отторженцами, и Шаан-Кая одна из них. По словам Анатолия Пасынкова, немалую роль в свержении скал сыграли древние и современные землетрясения. Шаан-Кая еще только начала свой путь к морю, в отличие от подобных ей скал Адалар в Гурзуфе и Паруса у Ласточкиного гнезда. И хотя каменная громада движется с такой незаметной для одной человеческой жизни скоростью, когда-то в далеком будущем она все же доползет до моря.

Продолжение статьи о Шаан-Кае читайте в 22-м выпуске «Полуостров сокровищ»

Автор:  Ольга Бурачёнок