О, это сладкое слово Госдача
Государственная дача – режимный охраняемый объект, который официально используется для отдыха высших руководителей страны. Это формальное разъяснение не отражает главного значения слова «госдача». Если бы в словарях написали «номенклатурный эдем», было бы точнее.
После октябрьской революции царская Россия оставила в наследство новоиспеченным правителям роскошные апартаменты. Многие из них после национализации стали именоваться спецобъектами. Реалии нового времени выдвинули свои требования к элитным местам отдыха. Главные критерии — изолированность, отдаленность от общественных мест, удобность для осуществления охраны. Массандровский и Юсуповский дворцы проходили как нельзя лучше для этих целей, а вот расположенные на открытых хорошо просматриваемых террасах Ливадийский и Воронцовский – не очень. Поэтому в Ливадии поначалу устроили санаторий, а бывшей резиденции князя Воронцова — музей-усадьбу. В остальных имениях расположились ведомственные санатории. Самые роскошные достались работникам ЦК и СовМина. Партработники рангом ниже тоже не были обижены. Им выделили – более скромные, но не менее обустроенные дачи и дома великих князей. После развенчания культа личности Сталина проводить отпуск в бывших царских дворцах стало моветоном. В 1950-х годах с легкой руки Хрущева был дан старт строительству новых госдач в Крыму. Ударными темпами, всего за два года были построены шесть двухэтажных зданий в стиле Ливадийского дворца.
Отдых на госдаче становится приятной привилегией, получить которую стремятся карьеристы всех видов и рангов. Постепенно выстраивается иерархическая лестница, регламентирующая кому, где и как отдыхать. Помимо чиновников, на этой лесенке стоит ряд деятелей культуры, науки, спорта, а также членов их семей. Избранным дается возможность все лето отдыхать на Южном берегу Крыма в обнесенных высоким забором госдачах, которые со временем обзаводятся собственной инфраструктурой. Рядом, как грибы, вырастают спецмагазины, столовые, кинотеатры, библиотеки, спортивные площадки. И, конечно же, при каждой даче — своя комендатура с комендантом и взводом охраны от 20 до 40 человек. Например, штат 9-го отдела КГБ состоял из подразделений охраны и многочисленных сотрудников — горничных, сантехников, электриков, парковых рабочих…
На Южном берегу Крыма до настоящего времени сохранилась система из 12 особо охраняемых объектов. Нумерация апартаментов не связана со временем постройки или статусом государственного лица, облюбовавшего отдых на ней. Так, например, любимая дача экс Президента СССР Горбачева «Заря» имеет одиннадцатый номер. Дачи в заповеднике имеют №12, хотя были устроены еще в XIX веке и предназначались для царских охот.
Три госдачи после вхождения полуострова в состав Российской Федерации стали открытыми для посещения туристов. Правда, прогуляться по бывшим секретным зонам даже сегодня можно только в сопровождении экскурсовода, на некоторые пропускают после предъявления паспорта, а фото и видео съемки в этих местах строго регламентированы.

«Шатер» в сосновом бору
Шатер в сосновом бору
Впереди нас ждали не менее любопытные объекты — госдача N3 или «Малая Сосновка» в Верхней Массандре, осмотр руин древнего храма и источника, музея Сталина и знаменитого «Шатра». Итак, мы отправились в сосновый рай, в котором очень любил прогуливаться Иосиф Виссарионович. Несмотря на безграничную власть, Сталину полагался отпуск всего в полтора месяца. Однако суровый вождь использовал от силы месяц. Крым Сталин посещал нечасто, а когда бывал здесь, в основном проводил время в Ливадийском дворце. Бывшая резиденция Александра III смущала Иосифа Виссарионовича чуждой изысканностью. В качестве альтернативы однажды ему показали затерянный в горах уголок девственной природы. Это место приглянулось вождю больше. Согласно легенде, в 1948 году Сталин гулял в сосновом бору, вдруг неожиданно нагнулся, взял шишку с веточкой и, положив их среди деревьев, сказал: «Постройтэ мнэ домык. Вот здэс!». Тут же, словно муравьи в муравейнике, забегали рабочие, дизайнеры и плотники. Из Москвы двумя железнодорожными вагонами в Крым доставили сборную конструкцию из деревянного бруса, изготовленную по спецзаказу на мебельной фабрике «Люкс». Как по мановению волшебной палочки вырос в лесу одноэтажный чудо-дом, собранный без единого гвоздя. Снаружи – сруб как сруб, а внутри каждая комната, словно рукотворная шкатулка. Сталин назовет домик «Хоромами». Это название как нельзя лучше отражает содержимое дачи. Стены и потолок элитной «избушки» отделали панелями из десятка пород ценных деревьев. Внутри располагались вестибюль, кабинет, столовая и санузел, в котором специально для Сталина установили низкую ванную. Однако Иосиф Виссарионович в сосновом бору жить не стал. С 1949 года на массандровской госдаче и в Ялте, он так больше и не появлялся.
Во времена Хрущева и Брежнева «Малая Сосновка» становится местом охот и пикников. Никита Сергеевич сталинский дом не жаловал и бывал в нем только в качестве экскурсанта. Что не мешало ему приглашать сюда отдыхавших в Ялте высоких гостей — Хо Ши Мина, монгольского лидера Цеденбала, борца за независимость Индии Джавахарлала Неру с дочерью Индирой Ганди…
В сталинском домике никто не жил, однако подышать живительным воздухом в сосновом бору никто не отказывался. По живописной территории прыгали зайцы и гуляли косули. Никита Сергеевич устраивал прямо под открытым небом совещания-банкеты. Как-то Хрущев решил сделать сюрприз для соратников. Однажды во время очередного застолья, он неожиданно воскликнул: «Пора управлять природой!», — и, словно волшебник, взмахнул рукой. Вдруг с безоблачного неба на гостей обрушился проливной дождь! Обескураженные дипломаты и чиновники кинулись врассыпную. Тем временем, Никита Сергеевич задорно смеялся. Как оказалось, шутка была режиссирована задолго до «заседания». К одной из сосен был протянут шланг с распылителем, который укрепили на ее верхушке. По взмаху руки Хрущева спрятавшийся сотрудник открыл вентиль…
Вторую половину статьи с приключениями Брежнева и Горбачева в крымских госдачах читайте в 22-м выпуске «Полуострова сокровищ»
Автор: Елена Митрохина