История одного рекорда

Заброшенное здание бывшей царской электростанции превращается в величественный органный зал, а груда металлолома – в совершенный инструмент. Для крымского мастера Владимира Хромченко нет ничего запредельного. Только благодаря его энтузиазму в Ливадии появился органный зал, где каждый день звучит благородная и проникновенная музыка «короля инструментов». Путь от замысла до воплощения идеи был долгим и тернистым, но вместе с тем очень интересным.

Эта история началась 22 года назад, когда человек, одержимый своей профессией, решил воплотить заветную мечту и собственноручно создать самый сложный музыкальный инструмент – орган. Владимир Хромченко – органист по зову души и волшебник по призванию. Его называют органным Страдивари наших дней, мастером, который владеет секретами и инженера-конструктора, и музыканта-художника. Он стал главным вдохновителем и исполнителем, казалось бы, безнадежного проекта реконструкции здания и сооружения органа. Воплотить такую идею в одиночестве невозможно, поэтому мастер собрал команду единомышленников, и работа закипела.

Царская электростанция, построенная вместе с Ливадийским дворцом, снабжала электричеством весь поселок. В 20-е годы прошлого века оборудование станции разобрали, а в здании разместилась столовая, затем во время войны – лагерь для военнопленных. Именно это полуразрушенное здание Владимир Хромченко выбрал для создания своего детища. «В этом зале стоял дизельный двигатель и огромное колесо, – вспоминает Владимир Хромченко, – а в полу был большой пролом, который разрушал целостность этажа. Куда ни кинешь взгляд – все было убогим, мрачным и изношенным». Вокруг здания тоже предстояли работы колоссального масштаба:  выбрать тысячи тонн грунта, построить подпорные стены и поставить металлическое ограждение. А с северной стороны специально для размещения органа пристроить дополнительное помещение.

После долгой и кропотливой работы над восстановлением разрушенной части здания пришло время добавить декоративные элементы, чтобы придать строению характер и стиль. На этом этапе Владимир Хромченко максимально проявил фантазию и, не жалея времени и сил, мастерски воплотил ее в реальность. Для того чтобы украсить зал лепниной, органист пригласил художников из Петербурга, которые работали над декором в Рундельском дворце в Латвии. Мастера предложили сделать копию цветов, которые украшают зал того дворца. Но у органиста были свои представления – пустить лепку густыми гирляндами. Художники не согласились с этой идеей и выполнили только часть работы. Поэтому остальные цветы Владимир долепливал своими руками.

Владимир Хромченко в 1981 году окончил Таллиннскую консерваторию. Тогда любовь к органу юноше привил его учитель – известный эстонский органист и композитор Хуго Лепнурма. Сразу после окончания учебы Владимир гастролировал с концертами по миру, потом восемь лет играл на органе в католическом храме. Сегодня Владимир Анатольевич – директор и художественный руководитель центра органной музыки «Ливадия».

С таким же вдохновением и запалом в органном зале появилась великолепная люстра. Никто и не догадывается, что сделана она вручную и сконструирована из многочисленных бра. «Финансирования не было, – говорит органист, – поэтому приходилось творить красоту из подручных средств». История этой люстры началась с разборки обычных бра. Владимир распилил их, вытащил оттуда трубки, дорисовал некоторые детали и показал своим помощникам, как их крепить друг к другу. И вот она парит над нашими головами, изящно воплощенная идея мастера на все руки. В органном зале чувствуется удивительная атмосфера возвышенности, потому что все вокруг сделано не только со вкусом, но и с огромной любовью к искусству. Здесь в каждый сантиметр вложена душа, будто сама мелодия органа, как муза, вдохновляла органиста.

Одновременно со строительством зала в подвале создавали сам орган. Для того чтобы понять схему постройки такого грандиозного инструмента, Владимиру Хромченко нужно было перечитать огромное количество литературы. Мастер начал с итальянских источников, но в книгах не было ни единой конкретной схемы. И только спустя долгое время в руки Владимира попала литература с математическими таблицами и расчетами, по которым можно было начать работу. В подвале здания сразу заработали литейный, строгальный и токарный цехи. Трубки органа отливали из олова, свинца, меди и латуни. Для того чтобы их создать, Владимир с помощниками ездили на лом цветных металлов. Груду отходов производства нужно было сначала переплавить. Иногда этот мусор жгли прямо в огромных котлах на кострах. Таким образом, выгорало все лишнее: краска, канифоль, смолы, разные примеси – и получались слитки. Их снова переплавляли в определенных пропорциях, чтобы наконец-то получить так называемый органный металл. Затем кроились специальные лекала, каждая трубка создавалась по строгим математическим расчетам. Эта кропотливая работа, требующая колоссальной усидчивости и внимания, продолжалась целых пять лет.

С 1998 года здесь находится органный зал и центр органной музыки «Ливадия». Грандиозный инструмент поражает своим масштабом. В нем четыре мануала (клавиатуры для рук), педаль (клавиатура для ног), 69 регистров, для управления которыми на пульте расположено больше 230 кнопок и рычагов. Но самое любопытное, что этот орган насчитывает больше 4600 труб. Длина самой большой трубы – около шести метров, а самой маленькой – всего несколько миллиметров.  У длинных трубок скрученная форма, и каждый поворот изогнут с точностью до миллиметра. Что тут скажешь, наслаждение органной музыкой начинается с совершенства линий. Этот инструмент, созданный энтузиастами, которые на старте своего пути даже не знали, с чего начинается строительство органа, стал гордостью и достоянием не только Крыма, но и всей Украины. Он отвечает самым высоким мировым требованиям как техническим, так и эстетическим. Этот орган и зал заслуженно внесены в Книгу рекордов Украины как объект культуры национального значения, а также во Всемирный каталог органов, который издается в Голландии.

Сегодня ливадийский орган самый крупный и совершенный в нашей стране. У этого инструмента есть все возможности для исполнения музыки всех эпох и стран. Поэтому в этих стенах проходят сотни концертов в год. Сюда приезжают со своими программами выдающиеся виртуозы из разных стран и континентов. В этом органном зале выступали лучшие исполнители из 22 стран: Германии, Швейцарии, Румынии, Польши, Италии и других. Владимир говорит, здесь слушатели проникаются органной музыкой разных стран, которая охватывает все периоды истории существования органа. Но в основном это выдающиеся музыкальные полотна XVII–XIX веков. Именно в этот период, объясняет Владимир, были написаны самые яркие произведения.

Каждый день в органном зале звучит благородная и проникновенная музыка. Главное при  составлении репертуара, говорит Владимир, найти музыку, которая не будет отталкивать своей непонятностью, а, наоборот, заинтересует любого слушателя. Многие после концерта говорят об удивительной магии, которая слышна в музыке органа. Она необыкновенна. Звучание кажется неземным – настолько оно чистое, насыщенное богатством оттенков, проникновенное – пробуждает самые возвышенные чувства. Эта божественная музыка блаженным потоком обволакивает тебя и льется прямо в сердце. Эти звуки словно размягчают окаменевшие души и дарят торжество внутренней гармонии. Разные люди могут по-разному воспринимать орган, но все сходятся в одном – это музыка молитвы и смысл ее будет понятен каждому, кто прислушается…

Автор: Ирина Грищенко, фото: Лилия Грант

Крымский познавательный журнал «Полуостров сокровищ», № 6.

  1. Уважаемая Ирина, спасибо за статью! про Владимира Хромченко слышала и ранее. но его неординарность из абстрактной одаренности и везучести, приобрела для меня совсем другие составляющие: целеустремленность + находчивость + смелость + «золотые руки».
    спасибо Вам, очень вдохновляющий материал!

    Нравится

Обсуждение закрыто.